ИНФОРМАЦИЯ

Валторна это


история, видео, интересные факты, слушать

Музыкальный инструмент: Валторна

 

Представьте себе средневековую королевскую охоту со сворой собак, лошадьми и, конечно же, специальными охотничьими сигнальными рогами. Для того чтобы звук был громче и сильнее, эти инструменты совершенствовали и делали длиннее. Со временем, они достигли таких размеров, что было невозможно нормально играть, не говоря уже о передвижении с ними, поэтому мастерам пришла в голову идея свернуть трубку, в несколько витков. Так собственно и возникла валторна, которая в переводе означает «лесной рог». Если ее распрямить, то получится труба длиною около пяти метров.

Историю валторны и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

Звук валторны

Многие меломаны считают, что тембр валторны один из самых красивых в оркестре, ее сочный голос превращает простую мелодию в силу, которая может успокоить душевное волнение или улучшить настроение слушателя. Звук валторны очень мощный, и когда играет валторновая группа в полном составе, то она пронзает звучание всего симфонического оркестра.

Интересно, что в разных регистрах и динамике, оттенок звука валторны способен меняться от грубого и напористого, до светлого и певучего – это позволяет только одному инструменту передать весь спектр эмоций.

Звук извлекается путем вибрации губ в чашке мундштука, а затем преобразуется колебаниями воздушного столба в инструменте.

Диапазон валторны 4 октавы, но извлечение звуков в высоком регистре весьма затруднительно. Валторна – транспонирующий инструмент, нотный текст для неё пишется в скрипичном и басовом ключах. Композиторы раньше писали в своих произведениях партии для натуральных валторн, без знаков при ключе, поэтому современным валторнистам постоянно приходится транспонировать ноты в разные тональности.

Фото:

 

 

 

Интересные факты:

  • А вы знаете, что подобный прием игры, когда валторна перевернута раструбом вниз, установился не сразу? Это новшество позволило легче управлять высотой звука, что расширило ее диапазон.
  • Альпийский рог, который является предком валторны, используется и в наше время. Хотя он относится к медным духовым инструментам, но традиционно изготавливается из древесины(пихты).
  • На некоторых современных моделях валторн раструбы съемные, для удобства переноски инструмента.
  • Один из видов валторны - венская, на ней используется помповый механизм, близкий к тому, что на трубе.
  • В книгу рекордов Гиннеса в 2007 году валторна попала как один из двух самых сложных музыкальных инструментов. Второй был гобой.
  • Первый известный дебют у валторны был в опере Ж.Б. Люлли "Принцесса Элиды"
  • Валторнисты во время игры нажимают вентили пальцами левой руки. В это время правая рука не только придерживает инструмент, что может показаться со стороны, но и регулирует отверстие в раструбе. Этот прием влияет на тембр и немного на высоту звука.

  • В произведениях для симфонического оркестра обычно заняты 2 или 4 валторниста, иногда 8. Но Рихарду Штраусу в его "Альпийской симфонии" понадобилось аж 20 валторн!
  • Самый большой ансамбль валторнистов из 85 музыкантов собирался и выступал в 2007 году в штате Висконсин, США
  • Основная трубка в инструменте 3.5-4 метра, но если учесть и вентильный механизм, то получится все 7 метров.
  • Валторна на английском: french horn, что значит французский рог, и  на немецком: waldhorn - лесной рог.  В 1971 году международное общество валторнистов решило, что инструмент впредь будет называться  "horn".

 

Популярные произведения для валторны

В. А. Моцарт - Концерт для валторны с оркестром №4 ми-бемоль мажор (слушать)

Р. М. Глиэр - Концерт для валторны с оркестром (слушать)

Карл Мария фон Вебер - Концертино для валторны с оркестром (слушать)

 

Конструкция

Валторна является членом семьи медных духовых инструментов. Она состоит из мундштука и очень длинной, узкой и преимущественно спиральной трубки конического сечения, которая заканчивается широким раструбом. Механизм валторны состоит из 3-5 вентилей, которые изменяют длину инструмента и высоту звука.

Вес валторны около 2 кг.

  1. мундштучная трубка;
  2. основной крон настройки;
  3. соединительная трубка;
  4. соединительный манжет;
  5. предраструб;
  6. соединительное кольцо;
  7. раструб
  8. клапана с вентилями;
  9. кроны;
  10. крючок для пальца.

Основные производители валторн: Alexander (Германия), Holton ( США), Hans Hoyer (Германия), Conn (США), Paxman (Британия), Yamaha (Япония).

 

Как выбрать валторну для ребёнка

Валторна, по звучанию, очень интересный музыкальный инструмент, и довольно много детей хотели бы научиться на нем играть. Что должны знать родители, если их ребенок изъявляет такое желание. Во-первых, оптимальный возраст для начала занятий на валторне 9-12 лет, именно в этот период у ребенка заканчивается формирование организма, в том числе зубов. Следует заметить, если у вашего ребенка проблемы с дыханием или есть такое заболевание как астма – занятия на валторне лучшее лекарство. Не удивляйтесь, но обучение начинающего духовика почти всегда начинается с блок-флейты, это обязательный этап, на котором постигаются азы нотной грамоты, и осуществляется постановка правильного дыхания. Во-вторых, чтобы желание музицировать у вашего ребенка не пропало, и облегчить ему учебу, занятия нужно начинать на хорошем инструменте, с приятным тембром, мягкой и легкой механикой.

 Фирм, которые производят валторны сейчас много, но основными и лучшими считаются: Alexander (Германия), Holton (США), Schmid (Германия), Conn (США), Paxman (Британия), Yamaha (Япония). У каждой фирмы есть специальные ученические модели.

 

Применение и репертуар

Валторна - очень важный инструмент в симфоническом оркестре. Назначение партии валторны: подголоски, фанфары и сольные моменты, но, пожалуй, наиболее распространенное применение звучания валторны, в качестве гармонического наполнения где-то между линией баса и мелодией. Такое использование этого инструмента является одним из ключевых приемов, которым пользуются начинающие композиторы, так как звучит это красиво и является идеальным способом, чтобы связать вместе звучание всего оркестра.

В духовом или военном оркестрах роль валторны в основном более скромная - аккомпанирующая.

Валторна значимый инструмент не только в симфоническом и духовом, но и в камерном оркестре, а также очень востребована в различных инструментальных ансамблях: трио, квартетах, квинтетах и других.

Композиторам сразу пришлось по душе мягкое, благородное и несколько «туманное» звучание валторны, поэтому она часто использовалась как солирующий инструмент. П.И. Чайковский любил в своих произведениях поручать исполнение мелодии именно валторне, например, знаменитейшее соло во второй части пятой симфонии. Л.В. Бетховен, Г. Малер, Р. Вагнер, Б. Бриттен, М. Глинка, Д. Шостакович, А. Хачатурян. С. Прокофьев - большинство величайших композиторов не обходили валторну вниманием, поручая ей сольные фразы в своих шедеврах.

Нельзя не отметить тот факт, что валторна очень популярна среди голливудских композиторов. Во многих фильмах мы можем услышать валторновый звук, например, в эпической фантастической саге Д. Лукаса «Звездные войны».

 

 

История

Начало использования музыкального инструмента похожего на валторну теряется в веках или даже тысячелетиях.  А самые древние экземпляры изготавливались из раковин, дерева, рогов животных, костей, керамики и позже металла. Использовались они для религиозных ритуалов, охоты и войны по всему миру. Ассирийцы и древние народы Мексики пользовались морскими раковинами для обрядов, например вызывали богов дождя. У евреев был священный сигнальный инструмент шофар, сделанный из рогов антилоп, козлов, баранов. Использовался он для созыва народа и предупреждений о войне или другом большом событии. Так же известно, что этруски изготавливали изогнутый рог из терракота и привнесли его в центральную Италию 2700 лет назад.

Первые инструменты из бронзы(меди) появились в Древнем Риме и назывались корну и буцина. Использовались они в римских легионах и флоте для различных сигналов. 

В Средневековье сигнальный рог стал очень популярен, он был неотъемлемой частью турниров, охот, войн. В работе его использовали сторожа, пастухи, пожарные и др. А во многих домах звуком рога оповещали жильцов о начале трапезы. Изготавливались они с разных материалов: слоновой кости, металлов, рогов животных и др.

В конце XVII века круглый рог (валторна) появляется в музыке при дворе Людовика XIV, и вскоре Жан Батист Люлли добавляет такие музыкальные инструменты в оркестр. Сначала валторны были "натуральными", т.е. количество извлекаемых нот возможно только по натуральному (обертоновому) звукоряду, и для перехода в другую тональность исполнителю требовался другой инструмент, немного короче или длиннее. Примерно в 1750 году валторнист Антон Джозеф Хампель изобретает кроны, отдельные согнутые трубки разной длинны, которые вставлялись в валторну и изменяли высоту звукоряда. Последним крупным изменением инструмента было изобретение вентиля в 1813 году, и валторна стала хроматической. Теперь валторнисты смогли извлекать любые ноты не меняя инструмента или крон, и исполнять сольные партии в оркестре.

 

Триста лет прошло с тех пор, как валторна заняла прочное место в мировой музыкальной культуре и является одним из важнейших инструментов в различных жанрах инструментальной музыки. Поэтичный характер звучания, ее красивейший тембр, всегда навевал на композиторов такие проникновенные музыкальные мысли, которые в исполнении на этом инструменте не оставляют равнодушным ни одного меломана.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Валторна

Валторна - это... Что такое Валторна?

Валто́рна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до ( си второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков). Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем. Среди приемов изменения звука - закрытые звуки (рука заслоняет раструб будто шляпой, звук понижается на полтона - прием использовался в старину для придания хроматизмов натуральной валторне) - в пиано звук нежный, приглушенный, в форте хриплый, рычащий. Застопоренные звуки (рука кулаком вводится в раструб наподобие груши, звук повышается на полтона, приме также использовался для придания хроматизмов натуральной валторне) - звук в пиано звенящий, напряженно тревожный, в форте режущий, трескучий звук (применяется в драматических эпизодах). Игра раструбом вверх делает тембр валторны громче и придает патетический характер музыке.

Валторну можно услышать в первых тактах Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского, в Первой СимфонииГустава Малера (1 часть, с 32 такта), соло в первых тактах 2й части Пятой Симфонии Чайковского и др.

Техника игры на валторне

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

Известные валторнисты

Наиболее известные произведения для валторны

Вольфганг Амадей Моцарт:

  • Концерт для валторны с оркестром № 1 Ре мажор K. 412 (1791)
  • Концерт для валторны с оркестром № 2 Ми-бемоль мажор K. 417
  • Концерт для валторны с оркестром № 3 Ми-бемоль мажор K. 447
  • Концерт для валторны с оркестром № 4 Ми-бемоль мажор K. 495

Рейнгольд Глиэр:

  • Концерт для валторны с оркестром Си-бемоль мажор, соч. 91

Рихард Штраус:

Интересные факты

Ссылки

Литература

Валторна - это... Что такое Валторна?

Валто́рна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до ( си второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков). Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем. Среди приемов изменения звука - закрытые звуки (рука заслоняет раструб будто шляпой, звук понижается на полтона - прием использовался в старину для придания хроматизмов натуральной валторне) - в пиано звук нежный, приглушенный, в форте хриплый, рычащий. Застопоренные звуки (рука кулаком вводится в раструб наподобие груши, звук повышается на полтона, приме также использовался для придания хроматизмов натуральной валторне) - звук в пиано звенящий, напряженно тревожный, в форте режущий, трескучий звук (применяется в драматических эпизодах). Игра раструбом вверх делает тембр валторны громче и придает патетический характер музыке.

Валторну можно услышать в первых тактах Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского, в Первой СимфонииГустава Малера (1 часть, с 32 такта), соло в первых тактах 2й части Пятой Симфонии Чайковского и др.

Техника игры на валторне

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

Известные валторнисты

Наиболее известные произведения для валторны

Вольфганг Амадей Моцарт:

  • Концерт для валторны с оркестром № 1 Ре мажор K. 412 (1791)
  • Концерт для валторны с оркестром № 2 Ми-бемоль мажор K. 417
  • Концерт для валторны с оркестром № 3 Ми-бемоль мажор K. 447
  • Концерт для валторны с оркестром № 4 Ми-бемоль мажор K. 495

Рейнгольд Глиэр:

  • Концерт для валторны с оркестром Си-бемоль мажор, соч. 91

Рихард Штраус:

Интересные факты

Ссылки

Литература

Валторна - это... Что такое Валторна?

Валто́рна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до ( си второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков). Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем. Среди приемов изменения звука - закрытые звуки (рука заслоняет раструб будто шляпой, звук понижается на полтона - прием использовался в старину для придания хроматизмов натуральной валторне) - в пиано звук нежный, приглушенный, в форте хриплый, рычащий. Застопоренные звуки (рука кулаком вводится в раструб наподобие груши, звук повышается на полтона, приме также использовался для придания хроматизмов натуральной валторне) - звук в пиано звенящий, напряженно тревожный, в форте режущий, трескучий звук (применяется в драматических эпизодах). Игра раструбом вверх делает тембр валторны громче и придает патетический характер музыке.

Валторну можно услышать в первых тактах Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского, в Первой СимфонииГустава Малера (1 часть, с 32 такта), соло в первых тактах 2й части Пятой Симфонии Чайковского и др.

Техника игры на валторне

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

Известные валторнисты

Наиболее известные произведения для валторны

Вольфганг Амадей Моцарт:

  • Концерт для валторны с оркестром № 1 Ре мажор K. 412 (1791)
  • Концерт для валторны с оркестром № 2 Ми-бемоль мажор K. 417
  • Концерт для валторны с оркестром № 3 Ми-бемоль мажор K. 447
  • Концерт для валторны с оркестром № 4 Ми-бемоль мажор K. 495

Рейнгольд Глиэр:

  • Концерт для валторны с оркестром Си-бемоль мажор, соч. 91

Рихард Штраус:

Интересные факты

Ссылки

Литература

ВАЛТОРНА - это... Что такое ВАЛТОРНА?

  • Валторна — Классификация Духовой инструмент Медный духов …   Википедия

  • ВАЛТОРНА — (нем. Waldhorn лесной рог). Музыкальный духовой инструмент, состоящий из медной кольцеобразной изогнутой трубки; лесной, охотничий рог. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАЛТОРНА медный музыкальный… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Валторна — или рог (corno по итальянски, соr по французски, Hornили Waldhorn по немецки) музыкальный медный духовой инструмент, коническаятрубка которого согнута. рог очень древнего происхождения. Импользовались уже этруски и римляне. Длинная трубка… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Валторна — Валторна. ВАЛТОРНА (от немецкого Waldhorn, буквально лесной рог), медный духовой музыкальный инструмент. Появилась в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Используется как оркестровый, ансамблевый, сольный инструмент.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВАЛТОРНА — (от нем. Waldhorn букв. лесной рог, итал. corno), духовой музыкальный инструмент. Появился в кон. 17 в. в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в 1 й четв. 19 в …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВАЛТОРНА — (волторна неправ.), валторны, жен. (нем. Waldhorn) (муз.). Медный музыкальный духовой инструмент с мягким тембром. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ВАЛТОРНА — ВАЛТОРНА, ы, жен. Духовой мундштучный музыкальный инструмент спирально согнутая медная труба с широким раструбом. | прил. валторновый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ВАЛТОРНА — жен., нем. духовое музыкальное орудие; свитая кольцом в обороты медная труба, с губником и раструбом по концам. Валторнист муж. валторнистка жен. музыкант на валторне. Валторновый, относящийся до валторны, напр. звук. Толковый словарь Даля. В.И.… …   Толковый словарь Даля

  • валторна — сущ., кол во синонимов: 4 • вальдгорн (1) • волторна (1) • германизм (176) • …   Словарь синонимов

  • Валторна — или рог (corno по итальянски, cor по французски, Horn или Waldhorn по немецки) музыкальный медный духовой инструмент, коническая трубка которого согнута. Рог очень древнего происхождения. Им пользовались уже этруски и римляне. Длинная трубка… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • дудки: валторна: jayrandom — LiveJournal

    Не уверен, что из этого действительно получится серия про дудки, но поглядим.

    Присказка: хозяйка моего дома - профессиональная валторнистка в нескольких симфоркестрах Британии. А поскольку в наши дни музыка оплачивается смешными деньгами (да-да, это справедливо и для капстран в неменьшей мере), то на хлеб она зарабатывает музыкальными уроками (пения и валторны), а также гравировкой по стеклу.

    Сказка: в это воскресенье она была дома, и я напросился подудеть в валторну. К моей большой радости, она не просто согласилась выдать мне инструмент, но даже объяснила что и как, кое-что про устройство, кое-что про распальцовку (аппликатуру, а не то, что вы подумали) и правильное раскатывание губ (амбушюру, а, опять же, не то, что). Выглядит валторна так:

    Валторна относится к группе медных духовых, эмулирует звук охотничьего рожка. Собственно, от него валторна и произошла - сначала это была одна длинная 17-футовая свёрнутая кольцами трубка с расширением в конце, из которой можно было извлекать только натуральные гармоники. Потом был добавлен механизм из трёх вентилей (похожий на механизм трубы), каждый из которых вставляет в общую длину кусочек определённой длины, тем самым опуская частоту основной ноты, а также всей последовательности натуральных гармоник, которая от неё (ноты) строится.


    Натуральные гармоники - это целочисленные частоты, кратные основному тону. Если условно принять основной тон за до-1, то ряд будет постепенно сгущаться кверху, постепенно наслаиваясь друг на дружку:
    F = до-1
    2F = до-2
    3F = соль-2
    4F = до-3
    5F = ми-3
    6F = соль-3
    7F = сибемоль-3 (фальшивый)
    8F = до-4
    9F = ре-4
    10F= ми-4
    11F= фа-4
    12F= соль-4
    13F= ля-4
    14F= лядиез-4 (фальшивый)
    15F= сибемоль-4 (фальшивый, но по-другому :)
    16F= до-5

    На деревянных духовых гармоники используются не так усиленно, поскольку там существует куча клапанов по грифу, каждый для своей ноты. У флейт, саксофонов и гобоя гриф равняется октаве, у кларнетов - полутора октавам. Дальше приходится переходить к 2F, а на обожаемом мной гобое даже к 4F. Дальше, как правило, инструмент уже "не вытягивает", две-три октавы для соло-дудки - это нормальный диапазон.

    На медных же дудках осносвной тон получить, как правило, очень сложно. Даже наоборот - она так построена, чтобы инструмент сразу прыгал повыше, где ноты погуще. Например, на трубе наиболее "естественной нотой отсчёта" является 2F, а основной тон практически недостижим. А вот на валторне "естественной нотой отсчёта" является 4F, при этом можно опуститься на целую октаву, до 2F, расслабляя губы. Ниже можно хроматически опуститься ещё на три тона (пол-октавы), поэтому если даже чудом удастся достать до F, это будет одиночная нота, которую не с чем будет связать.

    Средний клапан опускает основную ноту на полтона (1/12 октавы в логарифмической шкале), верхний - на тон (2/12), и нижний - на полтора-с-хвостиком (3/12+хв.). Так что начинающий на медной трубе, пока он учит распальцовку, подобен кассиру отсчитывающему сдачу: "ре - это ми минус тон", "мибемоль - это соль минус два тона, а два тона - это полтона плюс полтора", и так далее. В своё время я поимел полный курс хроматического удовольствия на флюгельгорне, так что теперь всё прошло на удивление быстро. Надо было только привыкнуть, что мы на целую октаву выше.

    Взять в руки валторну после трубы - это всё равно, что начать водить автомашину по Великобритании: нужно всё симметрично перевернуть относительно тела. Так, на клапанах играет левая рука, на ней же основной вес инструмента. Правая рука традиционно засовывается в колокол и используется как сурдинка, для более точной подстройки или стабилизации некоторых нот. Ну и вообще как сурдинка :)

    Валторна - это очень специфический инструмент. Как соло он почти не встречается, а в симфоркестрах (за исключением Малера) играет побочную роль, часто скучный аккомпанемент в стиле "умпс-умпс" на слабые доли (надеюсь, меня не читает валторнист :). Поэтому дети в музыкалке едва ли по своей воле захотят на нём играть. Зато профессионалы ценятся на вес золота, ибо в любой симфоклассике валторна есть, и часто не одна.

    Полный набор - это четыре партии валторны. Первая и третья - верхние голоса, а вторая и четвёртая - нижние. Если первая валторна чувствует, что водиночку ей не сыграть техничную партию, то на этот случай есть традиция приглашать "бампера" - шестёрку, которая будет играть с одного нотного пюпитра с первой, беря на себя скучные пассажи и переворачивание страниц. Иногда бампера приглашает и третья валторна.

    Вот у кого действительно ЗВУЧИТ валторна - так это у Малера. Во-первых, из-за количества: вместо 4 партий их у него 8. Разных. Во-вторых, он очень любит всякий выпендрёж: например, в нотах есть специальный знак, где 8 валторнистов одновременно встают и задирают колоколы в зал, играют так пару тактов, и садятся обратно :) В третьих - валторнисты часто жалуются на то, что постоянно приходится играть фортиссимо. То есть, для Малера валторна действительно - соло на фоне остального оркестра. Однако такого мало.

    Ещё очень впечатляет игра московского валторниста Аркадия Шилклопера. Один раз его послушав, я совершенно потерял покой и сон. Аркадий совершенно влюблён в свою дудку, у него куча студентов, с которыми он организует всякие квартеты-квинтеты только из валторн. Ещё с теми же студентами он играет на альпийских горнах (это такие 4-5 метровые прямые рожки безо всяких вентилей и клапанов - так что доступны только натуральные гармоники). И играют они не просто так - играют они джаз. Впрочем, тут слова мои заканчиваются. Когда найду нормальный бесплатный хостинг гиг на дцать, всё туда выложу и со всеми поделюсь. А пока - ДУДКИ :)

    Владимир Зисман о валторнах

    Иллюстрация к книге Владимира Зисмана

    На днях наши друзья с DoubleReed.Ru опубликовали анонс отличной книги Владимира Зисмана “Путеводитель по оркестру и его задворкам”.

    Не пытаясь соревноваться с коллегами уважаемого автора (и, тем более, с сами автором!) в искрометности юмора, сообщим лишь, что все, кто по каким-то причинам еще не прочитал эту книгу, должны это сделать как можно скорее.

    К сожалению, в электронном виде книга пока недоступна, а вот обычный, бумажный вариант запросто продается в Москве или его можно заказать по интернету.

    Мы публикуем небольшой отрывок из книги, посвященный валторнам.

    Валторны

    Waldhorn (нем.), French horn (англ.)
    Поэтому некоторые переводчики время от времени
    пишут в детективах тексты вроде:
    “Изувеченный труп несчастного
    играл раньше в филармонии на французском рожке”.
    И думают, что это хорошо.

    Почему во множественном числе? Правильно, хороший вопрос. Нет, конечно, валторна в оркестре красивейший, божественный сольный инструмент. Достаточно вспомнить ее мягкий, обволакивающий звук в Пятой Чайковского или «Паване» Равеля. Но на девяносто пять процентов валторну используют как групповой инструмент для исполнения аккомпанирующих аккордов.

    Сидят четыре лба во фраках и вчетвером делают то же, что начинающий пианист – одной правой, играя ум-ца, ум-ца, аккомпанируя себе при исполнении практически любой песни. Просто жалко на них смотреть, особенно в балетах Минкуса, где ими попросту забивают гвозди. И они это хорошо чувствуют. Особенно после спектакля.

    Сижу на репетиции, заняться нечем, все обычные репетиционные развлечения уже испробовал: книгу почитал, в Интернете побывал, на часы посмотрел. И поиграл, конечно. От безысходности начинаю разглядывать валторны, благо они рядом. Красивые инструменты. Четыре штуки. И тут обнаруживаю, что они отличаются друг от друга. По форме. Репетиция начинает приобретать смысл – играем в «найдите десять отличий». То есть получается, что в этой сумасшедшей конструкции к одинаковому результату можно прийти разными путями.

    В принципе, если ненадолго абстрагироваться от прямого назначения валторны, то это действующая модель самогонного аппарата с длиной змеевика приблизительно три с половиной метра. Если вам так легче будет представить, то абсолютно соответствует длине человеческого кишечника. Форма валторны – тоже результат эволюции инструмента.

    Ее предок, охотничий рог, для того чтобы его было далеко слышно, в процессе своей эволюции удлинялся, а в последующие времена для компактности его «закрутили». Когда музыкант играет, влага из выдыхаемого воздуха конденсируется на стенках. Поэтому время от времени валторнист вертит инструмент в пространстве таким образом, чтобы все, что там наконденсировалось, стекло в какую-нибудь нижнюю точку конструкции, а их немало.

    Эти части валторны называются кронами и, вообще-то, предназначены для извлечения звуков разной высоты. Но поскольку они легко вынимаются, валторнисты время от времени выливают воду именно из них. Потому что если не вылить воду из валторны, она будет булькать не хуже кальяна.

    Рассказ музыканта срочной службы

    «Стоим на плацу. Холодно. Вдруг подходит такой … ну полковник Баскервилей: “Эй, там, в пятом ряду в серой шинели!” А мы тут все в серых шинелях. “Да, ты, ты! Чего ты там инструментом трясешь?” – “Воду выливаю, товарищ полковник!” – “А на … ты ее туда налил?”»

    Кстати, особенности конструкции валторны, а именно ее общую длину, блистательно проиллюстрировал один из моих друзей, рыжебородый валторнист Миша. Раскатав на даче шланг для полива, он незаметно кинул один его конец на соседний участок, а в другой конец шланга, на своем участке, вставил валторновый мундштук. И очень веселился, глядя, как бегают соседи в поисках источника непотребных звуков.

    Если тебе кажется, что все плохо, помни, что есть люди, которым еще хуже, чем тебе

    На валторне, ничего не нажимая, только с помощью губ можно извлечь практически любой звук. Но здесь есть и обратная сторона. Валторнист, желая извлечь вполне определенный звук, всегда рискует извлечь любой другой.

    Еще одна история из серии «Байки из курилки»

    Немногие, только истинно талантливые люди понимают, насколько ответственна миссия валторниста. Однажды, во время исполнения Пятой симфонии Чайковского, перед началом второй части, которая открывается знаменитым соло валторны, Е. Ф. Светланов приостановил выступление, увидев, что первый валторнист неважно себя чувствует, и ушел с ним на секундочку за кулисы.

    После 50 грамм коньяка из светлановских запасов просветлевший валторнист (будущий заслуженный артист и профессор консерватории) блистательно исполнил соло в гениальном произведении Петра Ильича…

    Не перестаю удивляться…

    ..бескомпромиссной целенаправленной упертости эволюции, с которой она пропихивала в оркестр совершенно непригодный для этого музыкальный инструмент.

    Потому что валторна не всегда была похожа на самогонный аппарат. В старые добрые времена ее топология была заметно проще, и случайно заползший в нее таракан (ладно, для дам пусть будет муравей) еще имел шанс оттуда самостоятельно выбраться. Но играла натуральная валторна в пределах санитарных норм только в одной тональности, и с помощью передувания из нее можно было извлечь только натуральный звукоряд (уточните у Пифагора и Гельмгольца – они знают). То есть, на ней можно было сыграть достаточно ограниченное количество нот.

    В первую очередь эта проблема касалась композиторов. Потому что реализовать даже не самую гениальную музыкальную мысль, имея в своем распоряжении инструмент, который в принципе не может исполнить большую часть нот, довольно сложно. Можно, конечно, взять другую валторну, которая может сыграть другие ноты, хотя тоже отнюдь не все, и как-то слегка выправить ситуацию. То, чего не хватит и в этом случае, можно восполнить еще парой-тройкой валторн.

    Для наглядности представьте, что вы пианист и вам надо сыграть на рояле, у которого часть клавиш западает, часть фальшивит, но некоторые очень даже ничего. В валторновой системе логики проблема решается элементарно: вы берете еще несколько роялей, у которых западают и фальшивят другие клавиши и, в конце концов, получаете полный хроматический набор нот.

    Теперь вспомните, что валторновая группа – это чаще всего аккорды. И вот теперь вы поймете всю глубину развлекухи композиторов, которым, каким-то образом комбинируя валторны, удавалось реализовать музыкальную идею в необходимую комбинацию звуков. Судоку отдыхает.

    «Кружок Балакирева не имел понятия в то время о том, что повсеместно уже введены хроматические медные инструменты, и руководствовался, с благословения своего вождя и дирижера, наставлениями из Traite d’instrumentation Берлиоза об употреблениях натуральных труб и валторн. Мы выбирали валторны во всевозможных строях, чтобы избегать закрытых нот, рассчитывали, измышляли и путались невообразимо».

    Н. А . Римский-Корсаков. «Летопись моей жизни» Гл. VII: 1866-1867 годы

    Решить эту проблему и создать хроматическую валторну музыкальные мастера пытались с начала XIX века. Создавались нечеловечески сложные монстры вроде омнихорна, в котором было восемь независимых контуров, и мундштук переставлялся в зависимости от необходимости в одно из восьми отверстий.

    История про Иоганна Штиха

    «…Примерно в те же времена известный чешский валторнист Штих играл на одной из бета-версий хроматической валторны. Когда он стал стареньким, то пересел на четвертую валторну. И однажды, заскучав на этом не самом интересном для исполнителя месте, он обратился к Бетховену (они были друзьями). «Слушай, Людвиг, – проорал он в ухо уже почти глухому тогда классику, – Напиши для меня что-нибудь». Бетховен написал. И с тех пор уже почти двести лет ни в чем не повинные исполнители партии четвертой валторны в медленной части Девятой симфонии отдуваются за этот исторический казус».

    Все в этой истории, рассказанной мне валторнистами, – истинная правда. И то, что Иоганн Венцель Штих был знаком с Бетховеным, и тот даже написал сонату для валторны и фортепиано F-dur для их совместного выступления, и то, что в Девятой симфонии у четвертой валторны ни с того, ни с сего появляется сольный фрагмент. Все правда. Беда только в том, что Девятая симфония была написала в 1824 году, а выдающийся валторнист Иоганн Венцель Штих, он же Ян Вацлав Стич, он же Джованни Пунто умер 16 февраля 1803 года.

    Доисторические модели хроматических валторн Большой театр закупил еще во времена Глинки, и тот в одном из писем другу советовал: типа, хочешь поржать – зайди в Большой.

    До создания современного хроматического механизма в начале 90-х годов XIX века типоразмеров валторн было столько же, сколько тональностей. С точки зрения нотной записи, кромешное безобразие. Потому что на бумаге записывалась нота, которую должен исполнить валторнист. А на каждом типоразмере инструментов одинаково написанная, а стало быть, исполненная нота звучала по-своему.

    Проще говоря, написанная в партии нота «до» на каждой из валторн давала свой эксклюзивный вариант звучания. И когда к концу XIX века музыка заметно усложнилась, то в оркестре сидели валторнисты с набором разных валторн, только и успевая их менять. Или со скоростью иллюзионистов переставляя кроны (трубки, меняющие длину воздушного столба в инструменте). Но это еще полбеды.

    В наши дни валторны усовершенствовались настолько, что на одном инструменте можно сыграть все. И играют. Казалось бы, живи и радуйся. Не тут-то было. Достаточно взглянуть в партию валторны в произведениях Вагнера или Рихарда Штрауса, чтобы потерять сознание. Туда втиснуты ноты для валторн разных строев, и каждые два-три такта у валторниста меняются правила игры. То надо играть на квинту ниже, то на сексту, то еще на сколько-нибудь вверх или вниз. То есть, правила игры меняются еще чаще, чем в нашем законодательстве.

    Вот просто для наглядности: в одном такте написанная нота «до» должна звучать как «фа», через пару тактов как «ми-бемоль», еще через три – как «ре», и так далее, до тех пор, пока валторнист не спятит совсем. И все это только потому, что за последние сто лет ни у одного издательства не дошли руки написать и отпечатать эти ноты по-человечески, с учетом технического прогресса в XX веке.

    В общем, традиции традициями, а люди мучаются по сей день. Ни за что…

    Владимир Зисман. Отрывок из книги “Путеводитель по оркестру и его задворкам”

    ASUS ROG Maximus XIII Extreme

    Мы тестируем ASUS ROG Maximus XIII Extreme — топовую материнскую плату ASUS для процессоров Intel. Как следует из названия, это действительно экстремальный выпас. Посмотрите, что вы получите, вложив определенную сумму денег!

    • ASUS ROG Maximus XIII Extreme — материнская плата для процессоров Rocket Lake и Comet Lake
    • . LAN 10 Gb, USB 3.2 Gen 2x2 или пять (5!) сокетов M.2

    Большинство пользователей с любопытством разглядывают топовые материнские платы, но потом проверяют их цену, а затем содержимое счета в банке. Далее следует значительное закатывание глаз и вывод, что для наших нужд достаточно гораздо более дешевого альбома и переплачивать не надо. Кстати, взгляните на наш список рекомендуемых материнских плат для процессоров Intel.

    И это верно во многих случаях. Тем не менее, есть группа пользователей, которые выбирают лучшие из доступных моделей — будь то из-за оборудования или возможностей разгона.Вы определились с топовой моделью Intel Rocket Lake, у вас есть особые требования и вы готовы вложить много денег? Посмотрите, что может предложить ASUS ROG Maximus XIII Extreme.

    ASUS ROG Maximus XIII Extreme - Обзор

    Первый взгляд и это ВАУ-эффект. Отличный дизайн, крышки печатных плат, мощная силовая часть (18+2 и 100А), специальные радиаторы и обширное оснащение. Вы узнаете, насколько он богат, взглянув на таблицу спецификаций.

    ASUS ROG Maximus XIII Extreme - specification

    5 USB 9.02930 52 Gen2 10 Gb (задняя панель)
    Model ASUS ROG Maximus XIII Extreme
    CPU socket LGA 1200
    Chipset Intel Z590
    Multi-technologies GPU yes (NVIDIA SLI)
    Integrated graphics possible yes (1 x HDMI 1.4 / 2.0 and 2 x DisplayPort via USB C)
    RAM slots 4 x DDR4
    Max .RAM clock 5333 MHz (OC)
    Max.quantity of RAM 128 GB
    PCIe x16 slots 2 x PCIe 4.0 x16 (x8 / x8)
    PCIe x4 slots 1 x PCIe 3.0 (по умолчанию в режиме x2)
    Слоты PCIe x1 нет
    SO-DIMM.2 да (включая два слота M.2 PCIe 3.02) 9 8030 900WC 9 8030 900WC 8 (2 + 4 + 2 CPU/шасси/WC) + 6 с ROG Fan Controller
    Порты SATA 6 x SATA III 6 Гбит/с
    M.2 5 (3 на печатной плате, одна из которых работает только с Rocket Lake + 2 на карте SO-DIMM. 2)
    Thunderbolt 4 да (2 x USB C)
    Wi-Fi / Bluetooth 2x2 Tri-Band Intel Wi-Fi a/b/g/n/ac/ax/az (6E) + BT5.2
    LAN 2 - 10 Гб (Marvell AQtion) + 2,5 Гб ( Intel I225-V)
    USB 2.0 (задняя панель) 4 (0)
    USB 3.2 Gen1 5 Гбит (задняя панель) 4 (0)
    9 (8) + один разъем USB C 3.2 Gen 2x2 (20 Gb)
    Разъемы питания 1x 24-контактный + 2x 8-контактный + 1x 6-контактный
    Audio Realtek ALC4082 + ESS SABRE9018Q2C DAC / AMP
    Additional technologies OptiMem III, FlexKey, LN2 Mode, RAMCache III, ROG Fan Controller, Aura Sync backlight
    Format E-ATX (27,7 см x 30,5 см)

    HDMI будет работать по стандарту 2.0 только для процессоров Core 11-го поколения. Также PCI Express версии 4.0 (это касается как слотов, так и M.2) доступен только на этих процессорах. Существует также новейший стандарт Wi-Fi 6E, который позволяет использовать дополнительную пропускную способность, если существующий сетевой трафик слишком высок.

    Обращаем внимание на количество дополнительных розеток питания, помимо стандартного набора 24+8, у нас также есть дополнительные 8 и 6-контактные порты. Обратите внимание, что это материнская плата E-ATX, поэтому она может подойти не во всех случаях.

    ASUS ROG Maximus XIII Extreme - слоты и порты

    В нашем распоряжении два слота PCI Express x16 (при двухместном размещении они работают в режиме 2x8) - разумеется, в случае с Comet Lake они будут работать по стандарту 3.0, а Rocket Lake по стандарту 4.0. Между ними находится слот PCIe x4 3.0, который, правда, по умолчанию работает в режиме x2.

    Под крышкой три слота M.2 (два между слотами и один над первым слотом PCIe), но один будет недоступен, если установлен процессор Comet Lake (тогда они тоже будут работать по схеме 3.0).

    Элемент, видимый в верхнем левом углу, представляет собой настраиваемый экран (Liveash OLED) — он может отображать информацию, например, о температуре, ваших собственных изображениях или анимациях USB 3.2 Gen2 и Gen 2x2 (Type C). Рядом с 24-контактным разъемом ATX есть место для еще одного, 6-контактного порта, поддерживающего питание видеокарт. Мы также находим здесь порты SATA III в стандартном количестве шесть (некоторые из них могут быть отключены при заполнении некоторых слотов и M.2).

    Мощная силовая часть, солидные радиаторы и еще две розетки - на этот раз 8-pin.

    Практически на каждом квадратном сантиметре печатной платы есть какие-то удобства для энтузиастов. За слотами оперативной памяти находится слот для карт DIMM.2 — карта в комплекте позволяет установить два дополнительных носителя M.2 (3.0).

    Поначалу количество переключателей и кнопок может вызвать головную боль, но оверклокерам это понравится.

    Торец задней панели:

    • две кнопки для сброса и прошивки BIOS
    • восемь портов USB Type A, совместимых со стандартом 3.2 Gen2 (10Gb)
    • два порта LAN (10 и 2,5G)
    • два разъема USB
    • , которые также являются портами Thunderbolt 4 и DisplayPort 1.4
    • Антенные выходы Wi-Fi 6E и BT 5.2
    • Оптический аудиовыход S/PDIF
    • пять позолоченных портов mini-jack с подсветкой для поддержки звука

    ASUS ROG Maximus XIII Extreme - UEFI BIOS

    UEFI BIOS ASUSA как обычно великолепен и богат опциями, но внешний вид интерфейса уже так и просится на обновление.Не то, чтобы он выглядел плохо, он просто работает без изменений в течение довольно долгого времени. Стоит отметить, что MemTest86 интегрирован в UEFI BIOS. Как любопытство — криптовалюта Chia отлично подходит для тестирования оперативной памяти.

    ASUS ROG Maximus XIII Extreme — стоит ли покупать?

    Цена ASUS ROG Maximus XIII Extreme составляет 4100 злотых. Если вы обычный пользователь со статистическими потребностями Ковальски то... нет, оно того не стоит. Впрочем, если вы энтузиаст хардкорного разгона и ваши потребности поистине экстремальны, велика вероятность, что ничего лучше на рынке вы не найдете.

    Эта плата создавалась с одной целью - обеспечить самых увлеченных энтузиастов абсолютно всем необходимым. Без учета цены.

    Напомним, что плата оснащена пятью разъемами M.2 (два из которых на карту SO.DIMM2, LAN 10 и 2,5 G, два разъема Thunderbolt 4 (USB C), возможность вывода USB C 3.2 Gen 2x2 (20 Gb) на передней части корпуса, OLED-экран и МАССА возможностей разгона (включая мощную силовую часть и достаточное количество дополнительных розеток для обеспечения энергией) или энтузиастов водяного охлаждения.

    Не забываем о дополнительном оборудовании - ROG Fan Controller (дополнительные шесть сокетов), держатель видеокарты, вышеупомянутая карта SO.DIMM2, годовая подписка на AIDA64 Extreme, не говоря уже о адаптерах (разветвителях для RGB-подсветка или вентиляторы), отвертка или даже брелок и наклейки (разумеется, с логотипом ROG).

    Материнские платы ROG Extreme — это лучшее, что когда-либо было у ASUS. Комплектация этой модели сокрушительна, но как несложно догадаться и цена.Но остановит ли это самых больших энтузиастов от покупки?

    Обзор ASUS ROG Maximus XIII Extreme

    • Верхняя плата Intel Z590 для энтузиастов
    • Extreme Rich
    • Крышка PCB с обеих сторон
    • пять портов M.2 (два на карте SO.DIMM2)
    • Gen2 USB 3.008 восемь порты и возможность вывода Gen 2x2 на переднюю часть корпуса
    • два порта Thunderbolt 4 с поддержкой DP
    • Wi-Fi 6E + BT 5.2
    • два порта LAN (10 и 2,5G)
    • множество опций, аксессуаров и удобства для оверклокеров
    • настраиваемый OLED-экран
    • дополнительное оборудование (контроллер вентилятора или картхолдер)
    • отличное качество звука ROG SupremeFX с ЦАП
    • подсветка AURA Sync
    • очень высокая цена
    • много M.

      52 ограничил количество слотов PCIe — несмотря на размер E-ATX, мы получаем только три

    .

    Гензель, у тебя был Золотой Рог ублюдок...

    Хенрик Заганчик | 7 квартал 2014 г. 21:12 | Нет комментариев для

    Помните тот хромой танец в шедевре Станислава Выспяньского «Свадьба»? Эта притча про Польшу и поляков, а может лучше сказать вслед за рецензентом Политики, говоря об этом произведении, что это история 9011 года о польском угаре, продолжающемся до сих пор, о повязанности символами и мифами, тем менее понятной тем сильнее.О польском комплексе не дорастания до Истории, нелепом бреду о Материи или Идее, заменяющем зрелый взгляд в себя. Думаю, это точный диагноз .

    Рецензент Анета Кизиол, вероятно, писала о текущей сценической картине. Мне особенно запомнилась финальная сцена постановки краковского театра, представленная много лет назад во Дворце культуры и науки в Варшаве. Гуляки свадебного пира танцуют на вращающейся сцене, внезапно замирая, сцена еще вращается, а танцоры на ней неподвижны .Всем хорошо известны слова Хохоля Ясеку, брату невесты: « У тебя был Золотой рог, у тебя была хамская шапка из перьев… Ветром носит шапку, гудит рог по лес. Вам больше нечего делать с веревкой» . Чохол говорит Ясеку, что потерял свой рог, наклонившись, чтобы достать шляпу из павлиньих перьев, которой он так гордился.

    Напомню: Ясик потерял обе вещи: шляпу и рог. На углу у него была только веревка, на которой висел рог. Шапка с павлиньими перьями символизировала богатство, а рог – символ национальной веры, он должен был поощрять борьбу за независимость.Все это произошло через Хозяина, который поручил незрелому юноше важное задание: поднять крестьян на борьбу. Инфантильный Ясек, носившийся сквозь ночь, гнал лошадь, потерял шапку с павлиньими перьями, ничего не устроил...

    *

    Признаюсь: чтобы поднять следующую тему - вернее вернуться к делу, потому что я и десятки других писали об этом на протяжении многих лет - меня привлекла статья Вальдемара Недзвецкого о возможности ликвидации Вроцлавского ТВП центр, а может и вся компания.Как повелось у нас. Потерял. Отсюда идея Хохола и всего «праздника разрушения». Потому что ликвидация всех достижений RSW Press-Book-Ruch до сих пор рассматривается теоретиками СМИ и высокопоставленными журналистами как некое идеологическое безумие, отгоняющее "коммунистического сатану" метлой. И это было не чем иным, как разбазариванием собственности на триллион долларов и огромными культурными и научными достижениями. Потому что медиа-концерн RSW Prasa-Książ-Ruch оставил после себя огромные архивы и документацию.Все растаяло, прошло, как мираж.

    *

    Когда в начале 1990 года Сейм начал ликвидировать крупнейший в Европе концерн печати - Рабочий Издательский Кооператив Пресс-Бук-Рух, наша Ассоциация Журналистов РП (тогда еще СД Польской Народной Республики ) пытался говорить с тогдашними депутатами и властями «вразумить» - в сейме и вне его. Мы обсуждали. Встреч по этому поводу было много, здесь в Доме журналиста на Фоксаль, 3/5 их было много. Мы сказали: давайте сбережем более триллиона имущества для государства, для страны.Для людей. Было много предложений - мудрых и менее зрелых. Мы встречались здесь, в Фоксале, и в штаб-квартире RSW на Багателье, 14, с последними президентами этого медиа-колосса с президентами: Рыдыгером и Табковским. Президенты были оптимистами, мы, журналисты - меньше, мы сказали депутатам: давайте спасать национальное благо. Потому что РНБ было следующим: 244 газеты и журнала, собственные и издаваемые по «заказу» для различных организаций, книгоиздателей, издательских агентств, 18 типографий, некоторые из них совершенно новые печатные машины (напр.в типографиях в Лодзи, до сих пор стоящих под брезентом, привезенным из Скандинавии, в Кракове в новом здании новой типографии, в Пиле, Гданьске, Варшаве и других городах. И редкость в те времена: компьютеры для составления текстов. Кроме того, 30 000 киосков по всей Польше. Общая стоимость более одного триллиона (!) злотых активов RSW.

    До политически разгоряченных и алчных властей, в основном из новой "касты", аргументов не дошло. Сокровища, сбереженные за эти годы сотнями тысяч людей, сотрудников RSW, были розданы с размахом, почти за бесценок: огромный кусок, например, был отдан Ярославу К., Лешек М. из КПН. Некоторые до сих пор не вернули свой долг, а отличные титулы утонули.

    *

    Если бы, однако, положения Круглого Стола были полностью выполнены, то не было бы последующих драм, которые бы произошли. Тысячи людей время от времени были безработными . Как председатель комитета по трудоустройству журналистов (с 1978 года еще в СДП) до ликвидации РСВ - и на деньги этой компании - я успел организовать компьютерное обучение десятков журналистов, а то и всей редакции: Gromada Rolnik Polski .Только то, что ликвидационная комиссия продала процветающий журнал не журналистам, а какой-то второсортной правой партии, а точнее: производителю пельменей из Замойского, который всю прибыль от продажи журнала потратил на спасение пельмени ; пельменная фабрика разорилась.)

    Так было и с другими тайтлами - проданные журналистам, они через некоторое время обанкротились.

    *

    Немного: как раз перед выборами 4 июня 1989 года, которые сегодня так грандиозно будут отмечаться как единственно «настоящие и свободные», мы ездили за границу, чтобы посмотреть, как поживают уже приватизированные СМИ, потому что намеки на приватизацию были в нашей также страна.Например, я посетил Будапешт в двух заголовках прессы. Дискуссии в тогдашнем Непшабадсаге заставили меня задуматься о так называемом приватизация венгерских СМИ. Провели быстро, без каких-либо знаний. Когда это время пришло в нашей стране, в одночасье погибли десятки тысяч журналистов и представителей СМИ - корректоров, регистраторов и других сотрудников. Я это знаю. Как социальный председатель комитета по трудоустройству я лично занимался безработными журналистами.

    В свою очередь Институт журналистики под руководством профессора Алины Сломковской проводит исследования в области т.н. медийная трансформация. Сегодня обширные тома этих исследований захламляют полки библиотек. И это текущие вопросы, и сегодня они касаются прессы, радио и телевидения. Потому что в институт приезжали журналисты, проводившие исследования со всей Польши. Стоит добраться до этих работ. Чохол через мгновение снова запоет: Был у тебя золотой рог, хам... Потому, как красный.Вальдемар Недзвецкий в тексте «На улице Карконоска был ужас!» это скоро будет угрожать TVP . Но есть ли у участников время на чтение? Делать выводы? Если только делать выводы из очень печального прошлого.

    Между тем, нет хорошего закона о СМИ в целом и в новой реальности для СМИ. Наши избранники предпочитают светиться во все более глупых дискуссиях на ТВН24 с глупым в этом отношении Рымановским или ТВП Инфо, обрекая нас на то, чтобы слушать мудрость того же.

    Между тем, польские СМИ (включая Интернет) нуждаются в правовом регулировании. Немедленно. Потому что может случиться так же, как бывало, что "голышам" - извините за прямоту - включая президента, дали, например, Экспресс Вечорный, редакцию (незаконно), а опухшие люди президента наложили такие гонорары на редакции, работавшие в этом здании, что одна за другой рухнули, в том числе и мое агентство «Униа Пресс», пишущее для полевых журналов. Президенту также отдали типографию и даже часть типографии.Пусть на этот раз не будет!

    Хенрик Заганчик

    Фото: Википедия (открытка с репродукцией фотографии, изображающей сцену из премьеры спектакля "Свадьба - Городской театр в Кракове", премьера 16 марта 1901 года)

    Комментарии

    .90 000 бриг. Мариан Рог, Массачусетс - Городское управление Государственной противопожарной службы в Тарнобжеге

    Бригадный генерал Мариан Рог родился 17 января 1965 года в Тарнобжеге. Он начал свою службу в пожарной команде в 1985 году в качестве курсанта Школы пожарных команд в Кракове, которую он окончил в 1987 году по специальности пожарный техник и был направлен на службу в районную пожарную часть в Тарнобжеге в качестве командира взвода Профессионального Пожарная бригада. После создания Государственной противопожарной службы в июле 1992 г., он был назначен командиром пожарно-спасательного отряда Государственной противопожарной службы в Тарнобжеге.
    В Муниципальном штабе Государственной противопожарной службы в Тарнобжеге с июня 1999 года он был заместителем командира Спасательно-пожарной части в Тарнобжеге, а с ноября 2012 года - командиром Спасательно-пожарной части.
    В 2001 году он закончил магистратуру в Свентокшиской академии в Кельце по специальности «Маркетинг и менеджмент – политология и социальные науки», а в 2012 году закончил аспирантуру в Главной школе пожарной службы для пожарных, претендующих на должности. связанных с управлением спасательными работами.
    С 6 июня 2016 года являлся командиром городской Государственной противопожарной службы в Тарнобжеге, а 1 июля 2016 года назначен комендантом Подкарпатского воеводства Государственной противопожарной службы на должность городского коменданта Государственная противопожарная служба в Тарнобжеге.
    Неоднократно участвовал в качестве командира в аварийно-спасательных и противопожарных работах и ​​ликвидации последствий наводнений, в том числе:

    • в 1997 г. в гмине Поланец и Лубнице,
    • в 2001 г. в гмине Гожице,
    • в 2010 годув городе Тарнобжег и коммуне Гожице.

    Принимал активное участие в спасательных учениях "EU Carpathex 2011" и в межвоеводских "Eden 2015".
    С самого начала службы демонстрировал высокий уровень физической подготовки.
    В 1988 - 2001 годах он представлял здесь штаб, принимая участие в соревнованиях по пожарному тушению на областном и национальном уровне. В 1993-1994 годах командный чемпион Польши по пожарным видам спорта с представителем Государственной противопожарной службы бывшего воеводства. Тарнобжески.Многократный участник отборочных и финальных турниров по футболу и волейболу. В течение многих лет он был менеджером и тренером местной национальной сборной, принимая участие в подготовке к соревнованиям областного уровня по пожарным видам спорта, мини-футболу и волейболу.

    За выслугу лет более 36 и образцовое выполнение служебных обязанностей награжден, в том числе:

    • Крест за заслуги перед храбростью,
    • с Серебряным крестом за заслуги,
    • Серебряная медаль «За выслугу лет»,
    • с Серебряным знаком «За заслуги перед пожарной охраной»,
    • Серебряный знак «За заслуги в борьбе с наводнениями»,
    • Золотая, серебряная и бронзовая медаль «За заслуги перед пожарными»,
    • Почетная грамота Главнокомандующего Государственной противопожарной службой.
    Титул Версия Изменение/публикация данных
    бриг. Мариан Рог, MSc 10,0 23.11.2021 13:40 бриг. Яцек Видух
    бриг. Мариан Рог, MSc 9,0 23.11.2021 13:39 бриг. Яцек Видух
    бриг. Мариан Рог, MSc 8,0 23.11.2021 13:38 бриг. Яцек Видух
    бриг.Мариан Рог, MSc 7,0 04.22.2021 14:39 бриг. Яцек Видух
    бриг. Мариан Рог, MSc 6,0 04.22.2021 14:31 бриг. Яцек Видух
    бриг. Мариан Рог, MSc 5,0 22.04.2021 12:49 бриг. Яцек Видух
    бриг. Мариан Рог, MSc 4,0 22.04.2021 12:43 бриг. Яцек Видух
    бриг. Мариан Рог, MSc 3.0 12.11.2020 10:35 бриг. Яцек Видух
    бриг. Мариан Рог, MSc 2,0 12.11.2020 10:31 бриг. Яцек Видух
    бриг. Мариан Рог, MSc 1,0 26 ноября 2020 г. 17:10 Павел Корчак

    Для получения архивной версии обращайтесь в редакцию БИП

    .

    ASUS ROG Zephyrus G14 - Тест ноутбука с AMD Ryzen 9 4900HS

    Недавно мы представили ноутбук ASUS TUF Gaming 15, который отличается выдающимся соотношением цены и качества. Однако сегодня мы сосредоточимся на втором премьерном устройстве, которое только дебютирует в магазинах Польши. Я говорю о ноутбуке ASUS ROG Zephyrus G14, который пока единственный может похвастаться наличием APU-процессора AMD Ryzen 9 4900HS с еще более энергоэффективной линейкой чипов Renoir.Этот 8-ядерный и 16-поточный процессор работает с TDP по умолчанию, сниженным до 35 Вт, при этом предлагая максимальную производительность. Сам ноутбук является новым представителем линейки Republic of Gamers, который имеет существенно иной дизайн. Интересно, что хотя мы все же имеем дело с ноутбуком ROG, он во многом совсем не похож на существующие устройства этого бренда.

    Автор: Дамиан Марусяк

    ASUS ROG Zephyrus G14

    имеет уникальный дизайн внешней крышки — некоторые варианты этого ноутбука будут иметь белые светодиоды, размещенные в выделенной части корпуса, которые в сочетании со специальным приложением смогут светиться узором. выбранный пользователем.На данный момент эти варианты еще не доступны для продажи, но ситуация изменится в ближайшие несколько недель. Оборудование доступно в белом и серебристом и графитовом цветах, которые, на мой взгляд, не похожи на модели ROG Zephyrus прошлых лет. Теперь это также эксклюзивная модель ноутбука с чипсетом AMD Ryzen серии 4000 из энергосберегающей линейки «HS», где TDP по умолчанию снижен с 45 Вт до 35 Вт. Машина кажется чрезвычайно экономичной с точки зрения выделяемого тепла.Но как это повлияет на производительность ноутбука?

    ASUS ROG Zephyrus G14 — новейшая модель тайваньского производителя, разработанная специально для игроков. Оборудование оснащено 8-ядерным и 16-поточным APU AMD Ryzen 9 4900HS и картой NVIDIA GeForce RTX 2060 Max-Q.

    NVIDIA GeForce RTX 2060 Max-Q

    в ноутбуке ASUS ROG Zephyrus G14 — это обновленная версия карты Turing, дебютировавшей в январе 2019 года. Новую версию, как и GeForce RTX 2060, компания NVIDIA потихоньку внедряет в ноутбуки, и производители никак не делают разметку новых версий GPU.Хотя новая версия карты GeForce RTX 2060 по умолчанию имеет повышенный TDP до 115 Вт, у ноутбука ASUS ROG Zephyrus G14 этот показатель снижен до 65 Вт (поэтому версия Max-Q Design со значительно пониженными тактовыми частотами). Базовая частота ядра составляет 1075 МГц с возможностью увеличения в режиме GPU Boost 4.0 до максимальных 1285 МГц. Еще одно изменение — использование более энергоэффективных чипов памяти GDDR6 — вместо модулей с эффективной тактовой частотой 14 000 МГц мы получаем память на 11 000 МГц.Это выливается в более низкую пропускную способность карты — с 336 ГБ/с до 269 ГБ/с.

    Конфигурация ноутбука ASUS ROG Zephyrus G14:

    • AMD Ryzen 9 4900HS (3,0 ГГц - 4,3 ГГц)
    • 16 ГБ DDR4 3200 МГц RAM
    • AMD RADEON GRAPEN (8 CU 3200 МГц
    • AMD RADEON GRAPEN (8 CU 3200MHZ RAM
    • SARDFARE (8 CU 3200 МГц) -Q Design
    • Экран 14,0" / IPS 60 Гц / разрешение 2560x1440 пикселей
    • Серия Intel 660p / 1 ТБ / PCIe x4 Gen.3 NVMe
    • Microsoft Windows 10 Home 1909 (ноябрьское обновление)

    AMD Ryzen 9 4900HS — один из самых мощных представителей нового поколения APU Renoir. В нем используются все улучшения архитектуры Zen 2 и 7-нм техпроцесс от TSMC. Использование новой литографии в сочетании с новой архитектурой дает впечатляющие результаты в области энергоэффективности, которые в настоящее время недостижимы для конкурирующих продуктов Intel. Новый процессор APU оснащен восемью ядрами и шестнадцатью потоками.Базовая тактовая частота составляет 3,0 ГГц с возможностью увеличения в режиме Turbo до максимальных 4,3 ГГц. Кроме того, APU Ryzen 9 4900HS оснащен интегрированным графическим чипом Radeon Graphics с 8 активными блоками CU и гораздо более высокой тактовой частотой до 1750 МГц. Новый APU Renoir также имеет улучшенный контроллер памяти DDR4, на этот раз совместимый с памятью 3200 МГц. Разумеется, ноутбук ASUS ROG Zephyrus G14 имеет совместимые модули оперативной памяти, работающие в двухканальном режиме. TDP Ryzen 9 4900HS по умолчанию составляет 35 Вт с возможностью увеличения до 54 Вт в течение первых двух минут нагрузки.

    г.
    Спецификация GeForce RTX 2060 GeForce RTX 2060, обновление GeForce RTX 2070 GeForce RTX 2070, обновление
    Обозначение Н18Э-Г1 Н18Э-Г1-Б Н18Э-Г2 Н18Э-Г1Р
    Литография 12 нм 12 нм 12 нм 12 нм
    Ядра CUDA 1920 1920 2304 2304
    Тактовая частота ядра 960/1200 МГц ? / 1560 МГц 1215/1440 МГц 1260/1455 МГц
    Расчетная мощность 90 Вт 65–115 Вт 115 Вт 115 Вт
    Память VRAM 6144 МБ GDDR6 6144 МБ GDDR6 8192 МБ GDDR6 8192 МБ GDDR6
    Напряжение GDDR6 1.35 мая 1,25 В 1,35 В 1,25 В
    Часы памяти 14 000 МГц 11 000 МГц 14 000 МГц 11 000 МГц
    Вместимость 336 ГБ/с 269 ГБ/с 448 ГБ/с 352 ГБ/с
    Динамический буст/Расширенный Оптимус Нет поддержки Вероятно, да (нет подтверждения) Нет поддержки Вероятно, да (нет подтверждения)

    .

    ASUS ROG на выставке CES 2021 — два экрана и более компактные и быстрые игровые ноутбуки будут представлены

    ASUS ROG — бренд, известный каждому геймеру. Теперь компания выведет на рынок новые модели ноутбуков, которые можно с успехом использовать не только для игр, но и для работы. Они отличаются тем, что помимо необычного внешнего вида имеют еще и очень хорошие комплектующие. 2021 год будет отмечен меньшими, но более быстрыми устройствами. Основное внимание уделялось эффективности и мобильности.

    ASUS ROG на выставке CES 2021

    Asus ROG Zephyrus Duo 15 SE

    Новые, переработанные вентиляторы , улучшенное охлаждение и меньший уровень шума. Ожидается, что все это появится в новых ноутбуках ASUS ROG 2021 года. Все это для того, чтобы пользователи оборудования могли играть, не беспокоясь о том, насколько громко работает их оборудование. С каждым годом компания повышает КПД своих ветряков, поэтому в этот раз иначе и быть не могло. К этому добавятся новые оптико-механические клавиатуры и корпуса меньшего размера при сохранении тех же диагоналей экрана.Были и мощные процессоры и видеокарты, т.е. должно быть быстро, эффективно и главное удобно. Последнее, пожалуй, как нельзя лучше подходит для одной из самых интересных представленных моделей, а именно ASUS Zephyrus Duo 15 SE.

    ASUS Zephyrus Duo 15 SE

    Asus ROG Zephyrus Duo 15 SE

    Речь идет об устройстве, имеющем два дисплея, причем один из них дополнительно «отклоняемый». Размещенный над клавиатурой, он может наклоняться к пользователю и тем самым обеспечивать дополнительную вентиляцию самого ноутбука.Это решение позволяет одновременно воспроизводить и просматривать потоки или то, что пользователь только придумает. Дополнительный IPS-экран называется ScreenPad Plus и имеет диагональ 14,1 дюйма (разрешение FHD/UHD, частота обновления 60 Гц) . Обычный IPS-дисплей уже имеет диагональ 15,6 дюйма и может предлагать разрешение 4K и частоту обновления до 120 Гц. Частота обновления 300 Гц появится на версии экрана FHD.

    См. также: Что Lenovo представила на выставке CES 2021?

    Были и сильные компоненты.Asus Zephyrus Duo 15 SE оснащен процессором AMD Ryzen 9 5900HX и видеокартой NVIDIA GeForce RTX 3080 . К этому добавляется 16 ГБ оперативной памяти (DDR4), но вы также можете добавить больше оперативной памяти, если это кому-то нужно. Корпус изготовлен из сплавов магния и алюминия, а само оборудование весит около 2,4 кг . Аккумулятора на 90 Втч хватит надолго, а зарядить его можно быстро (50% за полчаса). На борту есть еще 4 динамика, а оборудование совместимо с Dolby Atmos и поддерживает Wi-Fi 6.

    ASUS Flow X13

    Asus Flow X13

    Это первое устройство такого типа в портфолио ASUS ROG, а также начало совершенно новой серии устройств. Мы говорим здесь о меньших размерах, но максимальной производительности. Flow X13 оснащен шарнирами, поворачивающимися на 360 градусов, поэтому его можно использовать как планшет. Стилус ASUS Pen также совместим с аппаратной частью, а это значит, что ноутбук 2-в-1 можно с успехом использовать для работы и развлечений, а не только для игр. 13,4-дюймовый экран IPS имеет соотношение сторон 16:10, и будет версия с частотой обновления 120 Гц. Максимальная конфигурация предполагает процессор AMD Ryzen 9 5980HS и видеокарту NVIDIA GeForce RTX 1650, а также 16 ГБ оперативной памяти. Также была клавиатура с подсветкой, Wi-Fi 6 или Dolby Atmos. Flow X13 имеет толщину всего 15,8 мм и весит примерно 1,3 кг.

    Asus XG Mobile

    Вместе с ASUS Flow X13 также будет внешняя видеокарта ROG XG Mobile , на которой можно установить максимум GeForce RTX 3080.Это должно значительно повысить производительность и без того мощного ноутбука. Внешняя карта XG Mobile подключается напрямую к ЦП через интерфейс PCIe 3.0 x8.

    ASUS ROG Strix SCAR

    Asus ROG Strix SCAR

    На рынке также появятся новые игровые ноутбуки Strix SCAR , впервые оснащенные оптико-механической клавиатурой. Два новых устройства (15,6 и 17,3 дюйма) будут оснащены новейшими процессорами AMD Ryzen 9 5900HX и видеокартами NVIDIA GeForce RTX 3080 Max-P.Разумеется, оборудование будет доступно в различных конфигурациях, но каждая из них должна гарантировать высочайший уровень производительности.

    Также будут версии ASUS ROG Strix G15 и G17 , где в максимальной комплектации предстанут процессор Ryzen 9 5900HX и NVIDIA GeForce RTX 3070. Также будет 32 ГБ памяти и SSD-накопитель с максимальная емкость 1 ТБ. Все в более мобильном форм-факторе и предназначено для максимальной производительности. Мы можем ожидать оборудование в первом квартале этого года.

    Источник: ASUS

    .

    Port - Cypel - Zwierzyniecki Róg

    Дорогой любитель Мазур :)

    Мы рады, что вы посетили наш сайт в поисках информации, фотографий, картинок, фотоснимков о прекрасном уголке Польши, которым, несомненно, являются Мазуры. Мы пытаемся заново открыть для вас Мазуры. С этой целью наша команда любителей и фанатиков Мазур каждый день развивает сайт, расширяя его и добавляя новый контент и фотографии ęć.

    Чтобы мы продолжали это делать, нам необходимо ваше согласие, благодаря которому мы сможем адаптировать элементы веб-сайта к вашим предпочтениям.Ваши данные (включая файлы cookie) будут сохранены для улучшения веб-сайта (запоминания позиций на картах, недавних поисков, избранных мест, логинов и т. д.). Безопасность ваших данных является нашим приоритетом, без предварительного уведомления мы не изменим объем наших прав. Ваши данные в безопасности с нами, если у вас есть сомнения относительно наших намерений, вы всегда можете отозвать свое согласие. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности. Нажимая кнопку X или ПЕРЕЙТИ В СЕРВИС, вы даете согласие на обработку ваших данных.

    Наш веб-сайт не использует и не раскрывает ваши данные другим организациям или третьим лицам. Исключение составляет случай, когда передача ваших данных является частью услуги (передача данных из контактной формы, передача данных в случае бронирования таких услуг, как: проживание, чартеры и т. д.). Подробнее о правилах и функционале сайта в Регламенте сайта.

    Администратором ваших данных является: Agencja Reklamowa Kreacja Monika Borkowska, расположенная в Эльблонге, ул.Владислава Сырокомля 19. Вы можете связаться с нами через этот сайт.

    Вы можете в любой момент: запросить доступ к своим данным, запросить их исправление или удаление, запретить их обработку. Помните, однако, что технически не всегда возможно реализовать свои права в отношении информации, содержащейся в файлах cookie. Ваш браузер позволяет вам удалять эти файлы — в некоторых случаях мы не можем сделать это за вас.

    Благодарим вас и желаем вам приятного знакомства с Мазуриями...

    .

    ASUS ROG XG Mobile GC31 RTX 3080 16 ГБ GDDR6

    ROG XG MOBILE — больше, чем видеокарта

    ROG XG Mobile — это совершенно новый подход к решениям для внешних видеокарт. Новое решение предлагает сочетание эффективности и мобильности. ROG XG MOBILE оснащен чипом GeForce RTX 3080, работающим на частоте 1810 МГц при 150 Вт благодаря технологии ROG Boost. Кроме того, встроенный блок питания подает питание на eGPU и ноутбук, что уменьшит ваш балласт во время путешествия.

    Эффективно рассеивает тепло

    Передовое охлаждение с паровой камерой гарантирует надежную обработку графики. Применяемое решение отличается увеличенной на 54 % контактной поверхностью по сравнению с типичной системой тепловых трубок, что приводит к более быстрой передаче тепла и обеспечивает больше места для циркуляции воздуха. Вертикальная конструкция XG Mobile оптимизирована для воздушного потока, что обеспечивает большую мощность в чрезвычайно компактном устройстве.

    Создан для большего количества задач

    Это не только обычная карта eGPU, но и отличный концентратор ввода-вывода. ROG XG MOBILE имеет 4 порта USB, к которым можно подключать различные игровые аксессуары. Вы также можете значительно увеличить пространство экрана с помощью дополнительных мониторов, подключенных к разъемам HDMI и DisplayPort. Встроенный гигабитный сетевой разъем позволяет играть в многопользовательские игры с низкой задержкой.Кроме того, вы путешествуете с более легким багажом, используя встроенный блок питания мощностью 280 Вт, который одновременно обеспечивает питание как для eGPU, так и для вашего ноутбука. XG Mobile обеспечивает производительность уровня настольного компьютера в любом месте.

    Архитектура NVIDIA Ampere

    Графические процессоры

    , основанные на архитектуре Nvidia Ampere, являются основой самых быстрых и эффективных графических карт в мире и обеспечивают вдвое большую вычислительную пропускную способность FP32 и лучшую энергоэффективность.Ядра RT 2-го поколения и Tensor 3-го поколения обеспечивают вдвое большую пропускную способность благодаря тонкой структуре и передовым алгоритмам искусственного интеллекта, таким как DLSS.

    Геймплей на высшем уровне

    Быструю и плавную работу обеспечивает самая современная видеокарта. Конфигурация с GeForce RTX 3080 с тактовой частотой до 1810 МГц и мощностью 150 Вт с ROG Boost поднимет ваше творчество и развлечения на совершенно новый уровень.Используя универсальные разъемы USB Type-A, вы можете собрать полноценную боевую станцию, оснащенную игровой мышью, геймпадом и многим другим. Вы будете подключаться к гигабитной сети, чтобы обеспечить минимальную задержку для интенсивных онлайн-соревнований в многопользовательских играх.

    Спецификация

    Тип: Внешняя карта (eGPU)

    Производитель графического чипа: NVIDIA

    Графический чип: GeForce RTX 3080

    Тип разъема: разъем ROG XG (USB-C и PCI-E Gen.3х8)

    Память: 16 ГБ

    Тип памяти: GDDR6

    Шина памяти: 256-бит

    Тактовая частота ядра: 1810 МГц в режиме Boost

    Ядра CUDA: 6144

    Поддержка трассировки лучей: Да

    Тип охлаждения: Активный

    Выход HDMI: 1 шт.

    Выход DisplayPort: 1 шт.

    USB 3.2 Gen. 1 (USB 3.0): 4 шт.

    RJ45 (LAN): 1 шт (10/100/1000 Мбит/с)

    Устройство чтения карт памяти: Да (SD, UHS-II)

    Разъем питания: IEC C14

    Встроенный блок питания: Да (280 Вт)

    Длина: 208 мм

    Ширина: 155 мм

    Высота: 29,6 мм

    Вес: 1 кг

    Входящие в комплект аксессуары: Шнур питания

    Дополнительная информация: Совместим с ROG Flow X13 (GV301)

    Гарантия: 24 месяца (гарантия производителя)

    Еще никто не написал отзыв об этом товаре.Будьте первым, кто оставит отзыв.

    Напишите отзыв об этом товаре и вы получите от нас 100 TechMonet, которые сможете использовать для покупок в нашем магазине. Это относится только к клиентам, вошедшим в систему и зарегистрированным в нашем магазине.

    Только зарегистрированные покупатели могут оставлять отзывы о товарах.Если у вас есть учетная запись в нашем магазине, войдите в нее, если нет, создайте бесплатную учетную запись и напишите отзыв.

    .

    Смотрите также