ИНФОРМАЦИЯ

Строение струн на гитаре


Игра на гитаре

Здесь я попытался как можно содержательнее и короче изложить основные принципы игры на акустической гитаре и аккомпанемента. Начну с самого начала.

Строение гитары.

Наведите мышкой на какую-нибудь часть изображения для того, чтобы появилось название.
Строение гитары. Наведите мышкой на рисунок.
  • Верхняя и нижняя деки – параллельные пластины из дерева или ламината, образующие корпус гитары.
  • Гриф – вытянутая деревянная часть, к которой при игре прижимаются струны, на грифе располагаются лады.
  • Розетка – круглое отверстие в верхней деке, из которого „выходит“ звук.
  • Подставка – прикрепленная к деке пластина для крепления струн.
  • Лады – поперечные металлические полоски на грифе, служащие для изменения тона звучащей струны или, как обычно подразумевают, пространства между двумя соседними полосками.
  • Верхний и нижний порóжки – пластинки (обычно пластмассовые), между которыми находится рабочая часть струны, нижний порожек расположен на подставке, верхний – на грифе.
  • Колки – механические зажимы для регулировки натяжения струн.

Посадка гитариста.

В классической школе это принято делать так: садимся на край стула, левую ногу ставим на подставку высотой примерно 15 сантиметров, гитару кладем на нее выемкой. Правая нога отводится в сторону и придерживает инструмент. Головка грифа на уровне плеча, верхняя дека в вертикальной плоскости.

Соблюдать это все в точности вовсе не обязательно, однако, я посоветовал бы Вам класть гитару на левую ногу – просто так легче играть сольные произведения, которые пойдут дальше.

Расположение нот на грифе.

Каждый звук, извлеченный с помощью открытой (не зажатой) струны гитары или зажатой на каком-нибудь ладу – это нота. Существует семь основных нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си (целая октава). Открытые струны настроенной гитары играют: 1-я струна – ноту Ми, 2-я – Си, 3-я – Соль, 4-я – Ре, 5-я – Ля, 6-я опять Ми (струны считаются снизу вверх).
Расположение нот на грифе гитары. Для удобства гитара
перевернута так, что первая струна оказывается сверху.

Как видно из рисунка между нотами Ми и Фа, а также Си и До расстояние в один лад (в нотном ряде этот интервал называется полутоном). Между всеми остальными – два лада (один тон). Для того, чтобы обозначить ноту находящуюся, например, между Фа и Соль пишут так: Фа ( читается Фа диез) или, что то же самое, Соль (Соль бемоль). Таким образом весь нотный ряд с полутонами можно записать:  … – ДоДо(Ре) – РеРе(Ми) – МиФаФа(Соль) – СольСоль(Ля) – ЛяЛя(Си) – СиДо – … Обратите внимание, что ноты повторяются, зная какую-нибудь ноту на струне, можем достроить на ней все остальные.

Настройка гитары.

Для настройки делаем следующее: берем камертон за короткий стержень (здесь говорится о вилочном камертоне), вилкой бьем по плотному предмету, например, столу, подносим к уху и слышим эталонное звучание ноты Ля, в это же время левая рука зажимает первую струну на V ладу (лады обозначаются римскими цифрами и считаются от верхнего порожка) и свободным пальцем играет ее. Подтягиваем или ослабляем струну до тех пор, пока не добиваемся ее звучания в унисон с камертоном (должен отсутствовать диссонанс, а звучания полностью совпадать). Теперь зажимаем 2-ю струну на V ладу и настраиваем ее по 1-ой: 2-я, зажатая на V ладу, должна звучать так же, как открытая 1-я. Далее, аналогично, снизу вверх настраиваем все остальные струны: 3-я струна, зажатая на  IV ладу, звучит в унисон с открытой 2-й; 4-я, зажатая на V ладу, – в унисон с открытой 3-й; 5-я, зажатая на V ладу, – в унисон с открытой 4-й; и 6-я, зажатая опять же на V ладу, – в унисон с открытой 5-й.

Для настройки гитары можно использовать специальные компьютерные программы – тюнеры, например, Tunit v.3.40. Для этого подключаем микрофон к компьютеру, запускаем программу, дергаем струны и на мониторе видим отклонение от эталона (ноты также обозначаются латинскими буквами: Ми – EСи B, СольG, РеD, ЛяA). Хочется сказать, что штука эта довольно вредная и лучше использовать ее только вначале. Научиться настраивать гитару самим просто, но нужно делать это, не будем делать – не научимся.

Для гармоничного звучания не обязательно подводить гитару под камертон, достаточно просто подстроить по произвольно натянутой первой струне все остальные, как описано выше, хотя, я считаю, лучше избегать такой настройки – слух  должен привыкать к эталонному звучанию.

Что касается самих струн, то они бывают металлические и нейлоновые, на последних играть сольные произведения проще и они не режут пальцы, как металлические, для игры на них лучше на правой руке иметь ногти длиной в несколько миллиметров.

Устройство и строение гитары – Самоучитель

Большинство гитар состоят из 2-ух основных частей – это корпус (или как его ещё называют “кузов”) гитары и её гриф. Сам же “кузов” включает в себя три части: верхнюю и нижнюю деки, бока (специальный термин: обечайки). На верхней деке расположено отверстие в форме круга, которое называется розеткой или голосником.

Стоит отметить тот факт, что не все розетки одинаковы. Некоторые из них состоят из 2-ух отверстий, выполненных в форме буквы f. Такие голосники предназначены для извлечения звуков медиатором. Недалеко от розетки на верхней деке закреплена специальная подставка с небольшими отверстиями, предназначенными для прикрепления к ним одних концов струн. Нижний порожек находится на подставке. Он (порожек) необходим для поддержания струн на определённой высоте над грифом и передаче колебаний струн верхней деке.

Устройство гитары некоторых моделей предполагает наличие не прикрепленного к подставке порожка, который можно перемещать по своему желанию. Гриф к корпусу прикрепляется при помощи винта, которым можно произвести регулировку высоты струн над грифом (у большинства современных гитар винта нет, и гриф образует с корпусом абсолютно целую конструкцию, что на порядок улучшает качество звука). Верхнюю часть грифа называют головкой грифа. В головке находится специальная система для прикрепления и натягивания струн. На грифе также расположены лады (порожки, сделанные из металла), вмонтированные поперёк грифа.

Во время игры на гитаре пальцы левой руки, зажимая струны, находятся в небольших отрезках между порожками (ладами), из-за чего эти отрезки тоже называются ладами. Считать лады необходимо от головки грифа. До первого лада, там, где находится крепление головки, расположен верхний порожек, предназначенный для поддержания струн на определённой высоте над 1-м ладом.

На 5, 7 (10) и 12-м ладах обычно рисуются кружочки или ромбики белого света. Большинство гитар имеют шпенёк (пуговка), который расположен в нижней части корпуса на обечайке.

Строение гитары в целом составляет сложный музыкальный инструмент, качество которого зависит от совокупности множества факторов и элементов. Перечислять все в этой статье мы не станем, так как этой теме необходимо уделить особое внимание, потому что она непосредственно связана с важным событием любого гитариста, а именно с первой покупкой гитары, однако базовые знания, необходимые для начинающих музыкантов, всё же укажем.

Более сильный звук будет у гитары, обладающей “кузовом” большего размера (данный аспект работает только в том случае, если качество изготовления обоих музыкальных инструментов одинаково). Игра медиатором на гитаре, рассчитанной для звукоизвлечения пальцами, звучит весьма неплохо, а вот гитара, рассчитанная на извлечение звуков только медиатором, звучит тихо и “безжизненно” при игре на ней пальцами.

Гитары с узким грифом, на котором расположена небольшая выпуклость со стороны порожков, сейчас становятся более популярными. На таких гитарах удобнее играть медиатором, так как гитаристы, исполняя некоторые аккорды, прижимают большой палец левой руки к ладам 6-ой и 5-ой струн. При извлечении звуков без медиатора такой способ игры недопустим. Дело в том, что использование большого пальца левой руки таким образом мешает быстро передвигать остальные пальцы левой руки. В данной ситуации гитары, у которых гриф со стороны ладов плоский, будут намного предпочтительней.

Струны

Для игры на гитаре могут использоваться как металлические, так и нейлоновые струны. Гитара с маленьким корпусом и нейлоновыми струнами звучит “блекло” (тускло). Для тех, кто любит играть медиатором больше всего подойдут металлические струны. Важно запомнить, что расстояние между струнами и порожком должно быть равно 2,5-3 мм (при игре на металлических струнах) или 3-4 мм (при игре на нейлоновых струнах).

Если вы разместили струны слишком близко к грифу, то при извлечении сильных звуков они будут неприятно дребезжать. Однако сильно отдалять струны от грифа тоже не следует, так как в этом случае для извлечения громких звуков вам необходимо будет применять намного больше усилий для зажатия струн (в современных гитарах проблемы такой настройки расстояния нет, если только гриф гитары не был деформирован в случае брака).

Похожие материалы

Как настроить 6-струнную гитару новичку

Первое, чему должен научиться гитарист, - настраивать свой инструмент. Музицирование на расстроенной гитаре – это бесконечный процесс создания какофонии разной степени дворовости. Этот несложный процесс должен освоить каждый: и будущий виртуоз, и Ваня-сосед, далекой мечтой которого является исполнение «Деда Максима» (C Am F G (капо на 3 ладу), не благодарите) в компании подвыпивших друзей. Правда в том, что ЛЮБОЙ трек на ненастроенной гитаре звучит хуже. И чем дальше ваш строй от оригинального, тем хуже будет звучать песня. Если гитара не строит, это можно сравнить с нахождением в другой системе координат относительно других инструментов и общей гармонии. Настраивайте гитару. Всегда.

Первое, чему должен научиться гитарист, - настраивать свой инструмент. Музицирование на расстроенной гитаре – это бесконечный процесс создания какофонии разной степени дворовости. Этот несложный процесс настройки должен освоить каждый: и будущий виртуоз, и Ваня-сосед, далекой мечтой которого является исполнение «Деда Максима» (C Am F G (капо на 3 ладу), не благодарите) в компании подвыпивших друзей. Правда в том, что ЛЮБОЙ трек на ненастроенной гитаре звучит хуже. И чем дальше ваш строй от оригинального, тем хуже будет звучать песня. Если гитара не строит, это можно сравнить с нахождением в иной системе координат относительно других инструментов и общей гармонии. Для этого не нужно глубинное знание нот, ведь человечество давно изобрело тюнеры! Но об этом подробнее дальше. Главное: настраивайте гитару. Всегда.

Способы настройки шестиструнной гитары

Есть несколько способов настроить гитару, некоторые чуть проще, другие – чуть сложнее. Смысл везде один: получить нужную ноту на каждой открытой струне. После небольшой практики игры на гитаре, вы с легкостью научитесь отличать звучание настроенной и ненастроенной гитары. Спойлер: второе будет доставлять массу неудобств и непреодолимое желание настроить гитару, подкрутив колки играющему.

Интересный факт: Гитары «обзавелись» шестой струной только к 18 веку. В то же время двойные струны заменили одинарными. В Средние века их было всего 4, а вместо медиатора использовали черепаховые пластины. Шестая струна расширила диапазон звучания и возможности инструмента, добавив ему немало почитателей.

Метод пятого лада. Настройка на слух

Здесь и далее мы будет говорить о настройке гитары в стандартный строй. Если вам понадобится настроить гитару в иные строи, это легко сделать по аналогии с тем, что описали мы. Главное освоить общий принцип процесса, а настроить другие ноты – это нюансы.

Унисон – это когда звуки идентичны по высоте и слушаются как один. Чтобы настроить гитару по пятому ладу в стандартный строй (Ми), нужно сделать так, чтобы 1 и 6 струны звучали в унисон и давали ноту Е (ми). Нужную ноту можно найти на синтезаторе или пианино. Для самых продвинутых есть соответствующие приложения для «Яблока» и «Андроида». Если под рукой только компьютер, воспользуйтесь программой «Гитар про», чтобы настраивать гитару, в ней есть функция воспроизведения нужной ноты. «Гитар про» для начинающего и продолжающего гитариста вообще вещь незаменимая. С помощью неё можно разучивать чужие треки и писать партии для собственных. «ГП» портирована и на все мобильные платформы. Также, есть специальные программы тюнеры, они с помощью микрофона определяют высоту заживаемой вами ноты и подсказывают, в какую сторону крутить колок, чтобы настроить струну.

После того, как вы справились с настройкой первой и шестой, предлагаем вам идти снизу вверх от первой струны. Разницы нет, но сделаем так. Зажмите вторую струну на пятом ладу, она должна звучать в унисон с первой. Если между звучанием струн сохраняется интервал, постарайтесь его сократить, вращая колки. Используйте метод проб и ошибок, подтягивайте и ослабляйте струну, пока не добьетесь того, что они звучат идентично. Делайте это аккуратно и без резких перепадов натяжения, вращайте колок постепенно. С остальными струнами проделайте то же самое, кроме второй и третьей. В итоге, звучание струны, зажатой на пятом ладу, должно идеально сливаться в один звук с последующей открытой. Кроме, конечно, третьей струны. В стандартном строю третья струна должна звучать в унисон со второй, когда вы зажмете её на 4 ладу, а вторую оставляете открытой. Принцип тот же, но лады другие – издержки строя.

Минус такой настройки – приблизительность. Чем лучше развит ваш слух, тем лучше вы сможете настроить гитару таким способом. Но если ваш слух пока только начал музыкальную карьеру, воспользуйтесь тюнером, он помогает настраивать значительно точнее.

Интересный факт: семиструнная акустическая гитара называется «русской» или «цыганской», комплекты струн для таких гитар сейчас найти сложно, как и сами подобные гитары в продаже. Другое дело с 7-8-струнными электрогитарами, они сейчас представлены в огромном количестве цветов, форм и вариантов оформления, а их популярность растет с каждым днём. Дело в том, что они за счёт количества струн позволяют сделать звучание гитары более плотным и «жирным», понизив строй.

Настройка гитары при помощи тюнера

Тюнер – это устройство для быстрой и точной настройки гитары. Одни приборы используют для настройки встроенный микрофон, другие – вход под инструментальный кабель. Вторые точнее, потому что не ловят ненужных призвуков окружения. Некоторые тюнеры ловят вибрации с корпуса.

Для обозначения нот музыканты во всем мире используют латинские буквы, ля - A, си - B (H), до - C, ре - D, ми - E, фа - F, соль - G. CDEFGAB – это октава. Каждую октаву ноты повторяются, но, по мере возрастания, звучат выше.

Настраивая гитару по тюнеру, вам нужно добиться, чтобы каждой струне соответствовала своя нота и буква. Для стандартного строя это:

1. Ми (E)

2. Си (B)

3. Соль (G)

4. Ре (D)

5. Ля (A)

6. Ми (E)

Главное не ошибиться на октаву! В первый раз лучше проконтролировать себя и найти примеры того, как должны звучать струны в стандартном строю для проверки в любом веб-поисковике. Настройка гитары – это просто, особенно если под рукой есть тюнер, надо только освоить общий принцип.

Тюнеры бывают самых разных форм и размеров: простые, работающие от микрофона или подключения инструмента по проводу, более сложные со встроенным метрономом, большие и маленькие. Некоторые тюнеры вообще не требуют подключения, они крепятся с помощью специальной прищепки на голову грифа и показывают, как настроены струны, снимая вибрации с корпуса инструмента. Они считаются менее надежными, но более простыми в применении. Тюнеры могут по-разному показывать, куда крутить струну, как правило, если струну надо ослабить, тюнер показывает знак «бекар», а если подтянуть, «диез».

Интересный факт: сейчас в продаже можно найти даже пластиковые рамки для звукоснимателей, в которые будет встроен тюнер. Принцип его работы аналогичен устройствам-прищпкам, но такая рамка требует особой распайки, потому что ей нужен источник питания.

Настройка с использованием камертона

Камертон – это инструмент, который дает идеальную ноту ля (A) на частоте колебаний 440 герц. В стандартном строю так должна звучать пятая струна. Настройте её по камертону, а остальные струны по первому методу с использованием пятого лада. Чтобы точно настраивать гитару с помощью камертона, нужен определенный опыт и слух. Камертоны редко используют для настройки гитары в наши дни, в этом отпала необходимость: на любой телефон, планшет или компьютер можно скачать удобный и точный тюнер. В продаже можно найти аналогичные камертону свистки, дающие точную ноту, их обычно используют исполнители акапелла, чтобы быстро сориентироваться в тональности перед началом выступления.

Настройка флажолетами

Более точный и тонкий метод подстройки инструмента на слух – это настройка с помощью флажолетов. Флажолет – это когда ваша гитара издает звук, напоминающий флейту. Чтобы его извлечь, попробуйте аккуратно положить палец на любую струну над ладовым порожком 5, 7 или 12 лада, не прижимая её. Просто положите палец поверх и дерните струну. Флажолет издает тонкое и приятное звучание, этот прием часто используют в своей игре гитаристы.

Чтобы настроить гитару по флажолетам, они должны звучать в унисон на определенных ладах:

1. Открытую первую настройте в ми с помощью клавиш или поискав её звук в интернете

2. Флажолет на 7 ладу первой струны должен звучать как флажолет на 5 ладу второй струны.

3. То же самое и с остальными струнами, кроме второй и третьей.

4. Вторая струна на 5 ладу должна давать такой же флажолет, что и третья, зажатая на 4.

Если вы решили настроить гитару с помощью флажолетов, лучше включить «перегруз», так вы точнее услышите колебания между звучанием настроенной и ненастроенной струны.

Настройка по флажолетам может быть немного сложна для новичка, но извлекать сам этот звук лучше научиться, он обогатит вашу игру. Освоить принцип извлечения флажолетов несложно, нужно лишь один раз понять, как это делается.

Интересный факт: наряду с натуральными флажолетами, есть и искусственные, они отличаются по методу звукоизвлечения. Для того чтобы получить последние, перед ударом медиатора о струну, её нужно аккуратно задеть кончиком большого пальца. Натуральные флажолеты можно получить лишь на определенных ладах, искусственные – на любых. Искусственные флажолеты издают высокий и прорезающий звук, их часто используют в соло.

Что делать, если гитара не держит строй?

Первое, что нужно сделать - отстроить длину мензуры. Длина мензуры – расстояние между нулевым порожком и бриджем. Смысл в том, чтобы открытая струна и та же струна, зажатая на 12 ладу, звучали в унисон. И так нужно проделать со всеми струнами. Мензура регулируется с помощью положения сёдел на бридже, их можно отодвигать и придвигать к грифу или от него. Многие делают это у мастера, но, если звук на 12 ладу «низит», нужно укорачивать длину мензуры и двигать седло ближе к грифу. Если происходит обратная ситуация, нужно увеличить мензуру.

Если вы не особенно заинтересованы в том, чтобы «поковыряться» в своей гитаре, предоставьте отстройку инструмента хорошему мастеру. Это будет стоить недорого, а на выходе вы получите идеально строящий инструмент, который не будет доставлять вам неудобств.

Причиной «нестроевичей» также могут быть старые струны или то, что вы слишком сильно их прижимаете к грифу – следите за обоими пунктами. Первый решается заменой струн, второй – походом к преподу по гитаре.

Другой причиной, связанной с техникой игры, может быть «погружение» медиатора слишком «глубоко» в струну, от этого она начинает высить, а гитара перестает звучать стройно. Атаковать струну нужно самым кончиком медиатора. Так вы получите наиболее приемлемый звук и ваш строй не будет плавать.

Самое неприятное – когда ведёт гриф, и гитара физически не может строить нормально. Это значит, что гриф искривляется от неравномерного натяжения струн или слишком сухого воздуха в помещении, разницы температур и т. д. В этом случае похода к мастеру не избежать. Хотя иногда и он не помогает, только замена грифа.

Гриф может вести в одну из сторон, это поправимо, а может и винтом, это вариант, когда гриф инструмента не подлежит восстановлению и помочь может только замена. Перед покупкой проверяйте гитару на предмет изгиба грифа.

Еще одна частая причина плохого строя – это машинки тремоло или флойд роуз. Гитара может расстроиться, если вы будете активно их использовать. Чтобы этого не происходило, нужно отстроить машинку или зафиксировать её в одном положении. Для регулировки натяжения у каждой машинки есть специальные пружины, закрепленные под крышкой с обратной стороны корпуса. Их количество можно увеличить или уменьшить, а также, возможно регулировать их натяжение.

Иногда причиной нестройного звучания могут быть старые и «убитые» лады. В первый раз их можно прошлифовать (этого хватит на полгода), но если проблема повторяется, то лады нужно заменить. Самыми надежными считаются стальные, многие гитаристы после покупки нового инструмента сразу меняют лады на сталь. Это отражается на звучании, оно становится ярче и агрессивнее, но проблему с ладами решает очень надолго.

Заключение и советы

Научиться настраивать гитару – обязательно для любого гитариста. Это как научиться кататься на велосипеде или коньках: учишься один раз, помнишь всю жизнь. Вот несколько советов напоследок:

1. Всегда проверяйте референсную частоту тюнера, она должна быть 440 Гц.

2. Следите за тем, чтобы струны были в нужной октаве.

3. Регулярно меняйте струны.

4. Работайте над своей техникой, чтобы не пережимать струны.

5. Точнее и тоньше можно настраивать электрогитару на слух со включенным перегрузом – древняя рокерская хитрость.

6. Не бойтесь походов к мастеру.

7. При смене строя мензуру нужно подстраивать.

8. При смене толщины струн мензуру также нужно подстраивать. Иногда требуется регулировка прогиба грифа.

Творческий проект учащейся "Звуки гитары, как отражение души"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания и образования детей"

 

 

 

 

Проект:

«Звуки гитары, как отражение души!

 

 

 

                                                                                      Составил: ученица 3 класса

 Руцкая Анастасия

Руководитель: преподаватель по классу гитары  

Александрова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кингисепп

2019

 

Содержание проекта

1. Цель проекта.

2. Задачи проекта.

3. Проблема. Актуальность. Мотивация.

4. Гипотеза.

5. Методы и способы.

6. Проведение опроса.

7. Строение классической гитары. Материалы.

8. Приемы игры на классической гитаре.

9. Проведение эксперимента.

10. Вывод.

11. Список литературы.

 

Цель проекта

Цель проекта:

Узнать, может ли классическая гитара издавать звуки, похожие на другие музыкальные инструменты.

Для этого мы будем проводить эксперимент в нашем Центре, пробуя различные звукоизвлечения на гитаре.

Определим, как звучат другие инструменты , как звучит классическая гитара,  может ли она звучать как другой инструмент и, если может, то что для этого нужно.

Задачи проекта.

1. Изучить строение классической гитары. Из каких частей состоит гитара, как они называются, каковы их функции, разберемся, из каких материалов изготавливается гитара.

2. Изучить приемы игры на гитаре и  добьемся различного звукоизвлечения.

 

Проблема Актуальность Мотивация

Проблема:

Выбор темы проекта обусловлен  недостаточным интересом к классической музыке, искусству игры на классической гитаре. К сожалению, многие начинающие гитаристы утрачивают свой пыл еще на ранних этапах обучения игре на гитаре. Через силу стараются они играть аккорды и простые мелодии. Превозмогая себя, берут в руки гитару, играют, не получая удовольствия, и, в итоге теряют интерес  к  классической гитаре, старинному, утонченному, многогранному инструменту.

Актуальность:

Особую актуальность мой проект приобретает в  целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, а именно культуры игры на гитаре.

Мотивация:

В рамках данного проекта я хочу дать возможность слушателям проекта ознакомиться с классической гитарой, ее строением, многообразием звучания, ознакомиться с классической музыкой, исполняемой на гитаре, как частью нашего национального и мирового наследия.

Я хочу дать возможность полюбить музыкальное гитарное искусство, приобщиться к нему и самим, по желанию, стать частью его.

Гипотеза

Предполагаю, что из-за разного звукоизвлечения и в результате использования различных приемов игры гитара может звучать как:

– балалайка,

– ударные музыкальные инструменты,

– домра,

– лютня,

– скрипка,

– арфа,

– народный индийский инструмент ситар,

– фортепиано.

 

Методы и способы

Используемые в проекте методы и способы.

1. Опрос (преподавателей игры на классической гитаре, учащихся нашего Центра). Возможно ли, по их мнению, извлечь из гитары звучание других музыкальных инструментов.

2. Эксперимент. С помощью различной техники игры на классической гитаре попытаться извлечь звуки других инструментов (балалайки, лютни, фортепиано, домры, арфы, прочее) и сравнить со звучанием оригиналов.

Проведение опроса

Проведен опрос учащихся и учителей Центра эстетического воспитания и образования детей.

Строение классической гитары

Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент.

Классическая гитара – основной представитель семейства гитар. В современном виде она существует со второй половины 18 века, используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Гитара – это акустический инструмент. Звук усиливается лишь деревянным корпусом гитары.

 

Классическая гитара имеет шесть струн. Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (например, десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене Лакота, пятнадцатиструнная гитара Василия Лебедева и другие), однако такие инструменты широкого распространения не получили.

Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.

 

СТРОЕНИЕ ГИТАРЫ

 

Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой грифом. Корпус имеет 4 поверхности: переднюю, заднюю и две боковых – левую и правую. Они называются соответственно – верхняя дека, нижняя дека и обечайки. Вдоль грифа параллельно натянуты шесть струн, закреплённые одним концом на подставке корпуса, другим – на колковой коробке на окончании грифа. На подставке корпуса струны привязываются или крепятся неподвижно петлями, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн. Колки (их всего шесть, по одному на каждую струну) способны вращаться, наматывая струны, уменьшая или увеличивая их натяжение. Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем. Расстояние между порожками определяет максимальную длину рабочей части струны, называется мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе. Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота звука определяется:

– силой натяжения струны,

– длиной колеблющейся части,

– толщиной самой струны.

Зависимость такая: чем тоньше струна, чем короче и чем  сильнее натянута – тем выше она звучит. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Когда мы зажимаем струну, то укорачиваем ее длину, в результате повышается ее тон. При этом звучит лишь тот отрезок струны, который расположен от зажатого лада до нижнего порожка.

Положение нот на гитаре обозначают лады – это детали, расположенные по всей длине накладки на грифе гитары. Лады служат для того, чтобы можно было изменять звучание струны на один полутон и соответственно изменять ноту. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки.

В гитаре используется комплект из шести струн – набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одинаковом натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. В современных гитарах используются стальные, нейлоновые или карбоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны, самая тонкая струна имеет номер один.

Материалы для изготовления гитары

Качество гитары и ее звучание напрямую зависят от материала и технологии изготовления. Высококачественные классические гитары традиционно делаются из палисандра (обечайка и нижняя дека), верхняя дека – из ели или кедра, гриф – из красного дерева или кедра, накладка – из палисандра или чёрного дерева. Это, однако, только начало сложного процесса изготовления хорошего инструмента. На фабрику поступают разного сорта и качества материалы. Звук гитары зависит от того, как материалы распилены, высушены, и какой возрастимеют.

Знаменитый испанский мастер Антонио Торрес (1817-1892) доказал более чем столетие назад, что верхняя дека является основой качественного звука гитары. Он сделал корпус гитары из папье-маше, а верхнюю деку из цельной ели, и гитара звучала. Из «музыкальных» материалов для верхней деки наиболее широко используется ель. Для классических гитар высшего качества в первую очередь используют альпийскую ель, которую также называют немецкой елью. Она растёт в исчезающих лесах Швейцарии, Германии и Югославии, и в последние годы её заготовка сопряжена с большими трудностями. В связи с этим, высококачественная немецкая ель стала дорогой и труднодоступной, и уже в 60-х годах 20 века мастера начали исследовать возможности, предлагаемые красным кедром. Выбор между елью и кедром – вопрос вкуса. Гитары с декой из кедра имеют более  тёмную и глухую, но бархатистую тональность. Звук хорошо выдержанной ели имеет непревзойдённую открытость, ясность и чистоту. Кедровые деки, в отличие от еловых, не улучшаются со временем. А еловые деки разыгрываются постепенно, раскрывая своё особое благородное звучание. Чем дольше выдержка материала, тем лучше звучит гитара.

Для обечайки и нижней деки в классических гитарах обычно используется два вида палисандра – бразильский и индийский. Оба материала плотные, смолистые и очень красивые.

Гриф гитары должен быть прочным и устойчивым к  деформации. Для грифа применяется красное дерево (для более дешёвых гитар) и кедр. Мастера используют значительно более дорогой, но при этом легкий и прочный гондурасский кедр.

Накладка на гриф должна быть жёсткой, плотной и прочной. Мягкий материал под постоянным давлением трун будет быстро изнашиваться. Накладка обычно изготавливается из черного дерева.

 

Приемы игры на классической гитаре

Определения, понятия.

Источник звука в гитаре – это натянутая гитарная струна.  То, как мы заставим ее колебаться и звучать, называется способ звукоизвлечения. Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок. Гитарист зацепляет кончиком пальца и ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо и тирандо.

Апояндо (в переводе с испанского языка apoyando – «опираясь») – это щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну. При помощи апояндо исполняются произведения, требующие особенно глубокого и полного звука. При тирандо (в переводе с испанского tirando – «дёргать») палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну, а свободно проносится над ней. Если в нотах не указан специальный знак апояндо, то произведение проигрывается способом звукоизвлечения тирандо.

Также гитарист может с небольшим усилием ударить тремя  или четырьмя пальцами «вразброс» сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот прием называется разгеадо.

Прием игры – это в некотором роде украшение или  дополнение к извлечению звука.

Прием игры «Тремоло»

Одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты называется аккордом. Ноты, соответствующие этим звукам, располагаются одна под другой. Быстрое и многократное повторение одного звука или аккорда, исполняемое способом тирандо, называется тремоло. Этот приём исполнения на гитаре создает эффект непрерывно-слитного звучания мелодии и напоминает игру на мандолине, домре или балалайке.

 

 

Прием игры «Пиццикато»

На струнных смычковых инструментах пиццикато – это  способ извлечения звука пальцами.  Гитарное пиццикато подражает звуку скрипичного приема – пальцевому способу игры. В переводе с испанского языка – это «приглушенный звук». Исполняется очень просто – правая рука ребром ладони кладется на струны около подставки, таким образом заглушая их звучание, и большой палец извлекает звуки. Такая техника исполнения музыкальных произведений на гитаре напоминает игру на смычковых инструментах, в частности, на скрипке.

 

Ударные приемы игры на гитаре (перкуссия):

Перкуссия – это выстукивание звука. В переводе с латинского языка перкуссия – это нанесение ударов, постукивание. "Эффект перкуссии" - это стиль игры на гитаре, который основан на прерывистом, ударном звукоизвлечении с помощью ладони и кончиков пальцев, которыми производится одновременная работа со струнами и корпусом гитары. Этот стиль уже давно используется во фламенко и латиноамериканской музыке, но лишь сравнительно недавно он начал переходить и на другие музыкальные жанры. На гитаре используются разные виды постукиваний.

 

Прием игры «Гольпе»

Гольпе в переводе с испанского (golpe ) – удар. Это  перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке или обечайке гитары во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко. Имитирует звучание испанских кастаньет.

 

 

Прием игры «Тамбурин»

Тамбурин − прием игры, при котором извлекаются звуки,  похожие на старинный французский инструмент тамбурин. Музыкальный инструмент тамбурин – это маленький барабан. Его рабочая поверхность называется перепонкой и изготовлена из кожи теленка или пластмассы. Перепонка натянута по одну сторону обода. Между ободом и перепонкой находятся металлические диски, которые при встряхивании звенят.

Прием игры «Тамбурин» на гитаре – это удар кисти по струнам в районе подставки. Правая рука ударяет по струнам около подставки, используя при этом тяжесть кисти. Удар наносится у основания большого пальца.

 

 

Проведение эксперимента

Мы с преподавателями и учащимися Центра эстетического образования и воспитания детей провели эксперимент. Использовали различные приёмы игры на классической гитаре. И получили результат: гитара может звучать как альт, арфа, балалайка, виолончель, гусли, домра, духовые инструменты, клавесин, лютня, мандолина, скрипка, ударные инструменты, фортепиано.

Вывод.

Вывод: Классическая гитара может звучать как другие музыкальные инструменты. Это уникальный инструмент! Используя различные приемы игры, гитара звучит не только как струнные щипковые инструменты: балалайка, домра, лютня, скрипка, арфа, гусли, но и как ударные инструменты (барабаны, кастаньеты, тамбурин), и, при определенных условиях, как клавишные инструменты – фортепиано, клавесин.

 

Гитара - мой любимый музыкальный инструмент. Потому что она - как живая. Струны - это отражение ее души. Ей подвластны все жанры и  стили – от классических академических произведений Баха, Шуберта, Каччини до зажигательного испанского фламенко и тяжелого рока. Играйте на классической гитаре, ее возможности безграничны!

 

Список литературы

1.     Б. Вольман. «Гитара в России. Очерки истории гитарного  искусства». Издательство «Музгид», г.Ленинград, 1961 г.

2.     П.Агафошин. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Музыка», г.Москва, 1990 г.

3.     М. Александрова. «Азбука гитариста».  Издательство  «Кифара», г.Москва, 2009 г.

4.     М. Александрова. «Испанская гитара». Издательство  «Кифара», г.Москва, 2008 г.

5.     М. Вайсборд. «Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века». Издательство «Советский композитор», г.Москва, 1989 г.

6.     Б. Вольман. «Гитара». Издательство «Музыка», г.Москва, 1972 г.

7.     Е. Ларичев. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Музыка», г.Москва, 2001 г.

8.     Э. Пухоль. «Школа игры на шестиструнной гитаре».

9.     Издательство «Кифара», г.Москва, 2010 г.

10.  «Музыкальная энциклопедия. Том I». Издательство  «Советская энциклопедия», г.Москва, 1973 г.

11.  П. Агафошин. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Музыка», г.Москва, 1990 г.


 

12.

Разнообразие койлов для вейпинга | BelVaping

В современном мире вейпинга насчитывается бесчисленное множество вариантов форм, материалов и размеров намоток, сегодня мы поговорим о самых распространенных видах койлов.

Автор текста: Александр Gishtall
Огромное спасибо Hot Coil Vape