ИНФОРМАЦИЯ

Для женщин работающих в районах приравненных к районам крайнего севера


Сокращение рабочей недели для женщин в районах Крайнего Севера

Совокупность правовых норм, регулирующих рабочее время, представляет собой самостоятельный институт трудового права, который размещен в разделе IV ТК РФ, именуемом «Рабочее время». Наряду с данными нормами особенности правового регулирования рабочего времени предусмотрены в разделе XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК РФ. Это обусловлено специфическими чертами метода правового регулирования труда, присущими трудовому праву. Речь идет о единстве и дифференциации правового регулирования трудовых отношений. Суть этого метода заключается в том, что общие нормы ТК РФ применяются к отдельным категориям работников с особенностями, установленными для лиц специальными правовыми нормами. И чтобы раскрыть некоторые проблемы теории и практики применения общих норм рабочего времени по ТК РФ рассмотрим категорию работников, чей труд используется в особых климатических условиях, например в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Сокращенная 36-часовая рабочая неделя в соответствии со ст. 320 ТК РФ устанавливается для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Анализируя ст. 320. ТК РФ, следует признать, что трудности ее применения вызваны недостатками технико-юридического характера. Содержание данной нормы позволяет неодинаково толковать ее.

Так, согласно ст.320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе. Трактовать такую норму можно по-разному. На сегодняшний день сложилась практика ее применения в двух диаметрально противоположных вариантах.

Первый вариант.

Сокращенное рабочее время для женщин, работающих в районах Крайнего севера и местностях, приравненных к ним, применяется только в том случае, когда это определено условиями коллективного или трудового договора.

Второй вариант.

Сокращенное рабочее время применяется по отношению ко всем указанным выше женщинам, независимо от того, установлено оно условиями коллективного либо трудового договора или нет.

Первый вариант применения ст. 320 ТК РФ на практике объясняется тем, что данную норму признают разрешающей, полагая, что правила, содержащиеся в ст. 320 ТК РФ, разрешают устанавливать по своему усмотрению сокращенную продолжительность рабочего времени.

Так, по смыслу рассматриваемой статьи сокращенная продолжительность рабочего времени подлежит установлению коллективным или трудовым договором; это, на первый взгляд, позволяет сделать вывод о том, что сокращенное рабочее время может быть установлено соглашением сторон. Это обусловлено тем, что заключение договора (коллективного или трудового) предполагает наличие волеизъявления сторон (работодателя - с одной стороны и работников или работника - с другой). Следовательно, отсутствие в коллективном или трудовом договоре условий о сокращенной продолжительности рабочего времени не влечет за собой права работника на сокращенную продолжительность рабочего времени. Однако такое утверждение противоречит смыслу общей нормы, предусмотренной ст. 92 ТК РФ, которая подробно рассматривалась выше.

Данная позиция аргументирована еще и тем, что сокращенное рабочее время - 36-часовая рабочая неделя, предусмотренная ст. 320 ТК РФ, по мнения некоторых специалистов, является особым режимом рабочего времени, следовательно, в соответствии с трудовым законодательством работодатель вправе его устанавливать. Поэтому право на сокращенную продолжительность рабочего времени наступает у женщин, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, только при условии включения в трудовой или коллективный договор условий об установлении им сокращенной продолжительности рабочего времени.

Не оспаривая утверждение о том, что режим рабочего времени устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, обратим внимание на ошибочное мнение, при котором продолжительность рабочего времени отнесена к категории режима рабочего времени. Следует отметить, что сокращенная продолжительность рабочего времени не является режимом рабочего времени.

Под режимом рабочего времени в трудовом праве понимается не его продолжительность, а распределение времени работы в пределах суток или иного календарного периода, начало и окончание ежедневной работы (смены), начало и окончание перерывов для отдыха и питания.

Государство устанавливает минимальные гарантии, в т.ч. максимальную продолжительность нормального и сокращенного рабочего времени, а право возможного его распределения в течение календарного периода предоставляет сторонам трудового правоотношения. Таким образом, в соответствии со ст. 6 ТК РФ сокращенное рабочее время может быть установлено для женщин, работающих в районах Крайнего Севера, законами, принимаемыми органами законодательной власти на уровне РФ.

Недостатки содержания ст. 320 ТК РФ позволяют утверждать о возможности устанавливать сокращенную продолжительность рабочего времени не отдельной категории работников, а отдельным работникам по соглашению сторон. Правило установления сокращенной продолжительности рабочего времени противоречит общим принципам.

Второй вариант применения ст. 320 ТК РФ обусловлен признанием данной нормы императивной, т.е. обязывающей работодателя установить сокращенную продолжительность рабочего времени указанным выше работникам. Аргументом такого утверждения служит, в частности, отсутствие возможного выбора вариантов поведения работодателя и работников при установлении особой продолжительности рабочего времени для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В статье не оговорено, что сокращенная продолжительность рабочего времени для них может быть установлена коллективным договором или трудовым договором. Таким образом, она не содержит вариантов возможного поведения работодателя и работника. В ней сказано, что указанной категории работников устанавливается 36-часовая рабочая неделя; тем самым можно утверждать, что сокращенное рабочее время должно быть установлено для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такое утверждение соответствует правилам, содержащимся в общих нормах ТК РФ. Кроме того, это объясняет предусмотренное ст. 320 ТК РФ условие установления коллективным или трудовым договором сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Таким условием является федеральный закон, который предусматривает сокращенную рабочую неделю для указанных лиц продолжительностью менее 36 часов в неделю.

Содержание ст. 320 ТК РФ становится понятным, если рассматривать ее в качестве императивной нормы, а также проанализировать ст. 22 Закона о Севере (в прежней редакции). Указанной нормой было предусмотрено правило установления для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 36-часовой рабочей недели, согласно которому для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливалась 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин иными законодательными актами РФ. Федеральным законом устанавливалась сокращенная продолжительность рабочего времени в размере 36 часов в неделю. Исключение составляли случаи, когда женщины, работающие в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, федеральными законами были отнесены к иной категории работников, условия труда которых предусматривали также сокращенную продолжительность рабочего времени, но менее 36 часов в неделю. Это правило гарантировало право указанных лиц на сокращенную продолжительность рабочего времени в минимальном размере. Аналогичное правило в несколько неудачном варианте содержится в ст. 320 ТК РФ. Трудовой кодекс РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для указанных выше работников.

Законом № 122 - ФЗ ст. 22 Закона о Севере признана утратившей силу. Однако в преамбуле Закона № 122-ФЗ сказано, что он принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения.

Нормы закона № 122-ФЗ должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Поэтому можно сделать вывод, что, признавая ст. 22 утратившей силу, законодатель руководствовался тем принципом, что положение работника не должно быть ухудшено в связи с внесенными в закон изменениями.

Кроме того, название ст. 320 ТК РФ - «Сокращенная рабочая неделя» - предопределяет установление указанным выше женщинам сокращенной рабочей недели. Наряду с этим правило выплаты заработной платы при 36-часовой рабочей неделе в том же размере, что и при полной рабочей неделе, позволяет утверждать об установлении рассматриваемой нормой сокращенной, а не неполной рабочей недели, что отнесено к компетенции государственных органов РФ. Исходя из этого, можно предположить, что анализируемая статья регламентирует не возможность установления сокращенной продолжительности рабочего времени для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а порядок оформления этого правила.

Так, ст.320 ТК РФ предусматривает установление таким работникам сокращенной продолжительности рабочего времени коллективным или трудовым договором, т.е. режим их работы в условиях сокращенной продолжительности рабочего времени должен быть отражен в одном из указанных договоров.

В связи с этим представляется обоснованным поведение государственной инспекции труда, которая при проведении проверок соблюдения трудового законодательства в ряде случаев признает в соответствии со ст.97 ТК РФ сверхурочной работу указанных женщин за пределами 36 часов в неделю. По результатам проверок она выдает предписание об устранении выявленных нарушений и оплате труда в размерах, предусмотренных ст. 152 ТК РФ

Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что ст.320 ТК РФ нуждается в изменении в целях устранения выявленных недостатков, поскольку смысл рассматриваемой нормы отличается от буквального ее изложения.

До внесения в ст. 320 ТК РФ соответствующих изменений применение данной нормы должно отвечать принципам трудового права, предусмотренным трудовым законодательством, а также соответствовать общим нормам ТК РФ. В связи с этим можно сделать следующие выводы:

Во-первых, сокращенная продолжительность рабочего времени, согласно ст. 92 ТК РФ, устанавливается федеральным законом для отдельных категорий работников. Такой категорией работников являются женщины, работающие в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Это обусловлено дифференцированным подходом в регулировании трудовых отношений, обусловленных особенностями климатических условий, в которых применяется труд женщин, нуждающихся в повышенной защите. Таким образом, установление сокращенной продолжительности рабочего времени для указанной категории работников является своего рода дополнительной гарантией этой отдельной категории, что в соответствии со ст. 6 ТК РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти.

Во-вторых, отсутствие в коллективном или трудовом договоре условий об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени для женщин, работающих в условиях Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, не может лишить их права на сокращенную продолжительность рабочего времени, предусмотренную ст. 320 ТК РФ (не более 36 часов в неделю). Учитывая, что по общему правилу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений установление сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти, то установление сокращенной продолжительности рабочего времени иными актами, в т.ч. соглашением сторон, следует признать незаконным.

В-третьих, ст. 320 ТК РФ, именуемая «Сокращенная рабочая неделя», устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, поэтому является императивной, т.е. обязательной для исполнения работодателем. Поэтому работодатель при приеме женщин на работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, обязан в соответствии со ст. 57 ТК РФ включать в трудовой договор условия об установлении им сокращенной продолжительности рабочего времени. Это обусловлено тем, что оно относится к существенным условиям трудового договора в силу того, что отличается от общих правил, установленных в организации.

А также установление коллективным или трудовым договором условий сокращенной продолжительности рабочего времени для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, позволит устранить возникающие на практике разногласия с органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Статья 320. Сокращенная рабочая неделя

Новая редакция Ст. 320 ТК РФ

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Комментарий к Статье 320 ТК РФ

Гарантия, предусмотренная в статье 320 ТК, предоставляется не одному из родителей, как в соответствии со статьей 319 ТК, а только женщинам, причем независимо от того, имеют ли они детей.

36-часовая рабочая неделя устанавливается в случаях, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре. В случае отсутствия такого условия в договорах, работодатель вправе не устанавливать указанную сокращенную продолжительность рабочей недели.

Также условие о предоставлении женщинам 36-часовой продолжительности рабочей недели может быть предусмотрено и в соглашениях, заключенных на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях, на основании общих норм ТК, например статей 45 и 46.

Заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе, а не сокращаться пропорционально уменьшенному числу рабочих часов, если условие о сокращенной 36-часовой неделе предусмотрено в трудовом или коллективном договоре либо соглашении.

Другой комментарий к Ст. 320 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В отличие от ст. 319 ТК РФ гарантия, предусмотренная в ст. 320, предоставляется не одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), а только женщинам.

2. Если раньше 36-часовая рабочая неделя прямо устанавливалась вышеуказанным федеральным законом и была обязательна для всех работодателей, то теперь она устанавливается только в случаях, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре. При отсутствии такого условия в упомянутых договорах работодатель вправе не устанавливать указанную сокращенную продолжительность рабочей недели.

3. Несмотря на то что в ст. 320 ТК РФ говорится только о коллективных и трудовых договорах, условие о предоставлении женщинам 36-часовой продолжительности рабочей недели может быть предусмотрено и в соглашениях, заключенных на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях, на основании общих норм ТК РФ (например, ст. ст. 45 и 46).

4. Если условие о сокращенной 36-часовой неделе предусмотрено в трудовом или коллективном договоре либо соглашении, то заработная плата должна выплачиваться в том же размере, что и при полной (т.е. 40-часовой) рабочей неделе, а не сокращаться пропорционально уменьшенному количеству рабочих часов.

Оплата труда женщин в районах Крайнего Севера при суммированном учете рабочего времени

Разъясните, пожалуйста, на примере, как произвести оплату женщинам, работающим в районах Крайнего Севера, при суммированном учете рабочего времени. Ситуация такая. Работнице установлен суммированный учет рабочего времени при 36-часовой рабочей неделе. Учетный период — квартал. Норма рабочего времени за III квартал 2010 г. — 475,2 часа. Фактически за квартал отработано 512 часов, оплачено в одинарном размере 512 часов.

Женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю. Причем работодатель обязан выплатить им зарплату в том же размере, что и при полной рабочей неделе (ст. 320 ТК РФ).

Минздравсоцразвития отметил, что сокращенная продолжительность рабочего времени, установленная для отдельных категорий работников, является для них нормой и не влечет уменьшения заработной платы (письмо от 11.05.2006 № 12918/МЗ-14). Таким образом, месячные тарифные ставки (оклады) устанавливаются в тех же размерах, что и для работающих по 40-часовой рабочей неделе.

Если на предприятии предусмотрен суммированный учет рабочего времени, то при исчислении часовой ставки из установленной месячной ставки для начисления заработной платы применяется норма часов рабочего времени в соответствующем месяце для 36-часовой рабочей недели или среднемесячное число рабочих часов в году при 36-часовой рабочей неделе. Такую методику расчета предлагают представители Минздравсоцразвития в неофициальных разъяснениях.

В рассматриваемом вопросе на предприятии введен суммированный учет рабочего времени. Учетным периодом признается квартал. Норма рабочего времени при 36-часовой рабочей неделе за III квартал 2010 г. составила 475,2 часа.

Фактически сотрудница отработала 512 часов. Норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе за этот же квартал — 528 часов. Соответственно норма 475,2 часа оплачивается в таком же размере, как если бы сотрудница работала 528 часов при 40-часовой рабочей неделе.

Таким образом, «женская» часовая ставка в данном квартале может быть определена по формуле: часовая ставка при 40-часовой рабочей неделе х 528 ч : 475,2 ч.

Сверхурочная работа при суммированном учете рабочего времени — это работа, выполняемая сотрудником по инициативе работодателя, сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). Другими словами, сверхурочная работа определяется как разница между фактически отработанным работником количеством часов за учетный период и нормальным числом рабочих часов за этот же период. Подсчитать сверхурочные часы можно только после окончания учетного периода (письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 № 22-2-3363).

Оплата сверхурочной работы производится в соответствии со ст. 152 ТК РФ. За первые два часа работы сверх нормы оплата производится не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за подобную работу могут определяться коллективным или трудовым договором, локальным нормативным актом.

В рассматриваемом примере из-за сокращенной продолжительности рабочего времени возникает вопрос, рассчитывать ли часовую ставку исходя из 36-часовой рабочей недели или все же 40-часовой.

Если следовать логике разъяснений представителей Минздравсоцразвития, то и для оплаты сверхурочных для женщины необходимо брать «женскую» часовую ставку.

У работницы за учетный период была переработка в размере 36,8 часа (512 ч – 475,2 ч).

Она оплачивается как сверхурочная работа. Причем из этих часов 2 часа оплачиваются в размере полуторной «женской» ставки, а остальные 34,8 ч — в размере двойной.

ТК РФ Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях / КонсультантПлюс

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Ст. 313 ТК РФ. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Онлайн Инспекция - Гарантии и компенсации работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей  и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах 

1.1          В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

 2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов. 

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

 3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.  

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.  В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена. 

 4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

- адрес проживания заявителя;

- фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

- номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

- электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы. 

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

- регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

- данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

- сведения о своей должности и периоде работы;

- сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

- пояснения к сложившейся ситуации;

- фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

-           игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

-           отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

-           экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

-           коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

-           недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

-           не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

-           не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

-           не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!      

Статья 251. Льготы в области труда для работников, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях / КонсультантПлюс

Всем работникам предприятий, учреждений, организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, предоставляются следующие льготы в области труда:

(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)

1) выплачивается надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)

2) предоставляются дополнительные отпуска сверх установленных ежегодных отпусков:

в районах Крайнего Севера - продолжительностью 18 рабочих дней;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - продолжительностью 12 рабочих дней;

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся продолжительности ежегодных дополнительных отпусков, предоставляемых лицам, работающим в северных районах России, см. статью 14 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1.

3) разрешается полное или частичное соединение отпусков не более чем за три года. При этом отпуска за каждый год работы продолжительностью не менее 6 рабочих дней должны быть использованы не позже чем в течение одного года после наступления права на отпуск. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в три года, не засчитывается в срок отпуска. Стоимость проезда к месту использованию отпуска и обратно один раз в три года оплачивается предприятием, учреждением, организацией;

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся полного или частичного соединения отпусков, см. также Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1.

4) в случае временной утраты трудоспособности предприятие, учреждение, организация доплачивают разницу между размером пособия по социальному страхованию и фактическим заработком (включая надбавки). При этом пособие вместе с доплатой не должно превышать максимального размера пособия по социальному страхованию, установленного законодательством;

5) работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

Работникам, заключившим срочные трудовые договоры (контракты) о работе на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставляются, кроме того, дополнительные льготы. Круг работников, с которыми заключаются срочные трудовые договоры (контракты) с предоставлением дополнительных льгот, и виды этих льгот устанавливаются законодательством.

(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)

По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 12 рабочих дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.

(часть третья введена Федеральным законом от 27.12.2000 N 151-ФЗ)

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 31.03.1988)

Открыть полный текст документа

Сокращенная неделя на Крайнем Севере

В связи с тем что Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ отменена ст. 22 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», прошу вас дать разъяснение по ст. 320 ТК РФ о продолжительности рабочей недели у женщин, работающих в условиях Крайнего Севера. Согласно ст. 320 ТК РФ продолжительность рабочей недели у женщин, работающих в условиях Крайнего Севера, устанавливается коллективным договором, то есть по согласованию администрации и коллектива. Если этой нормы в коллективном договоре нет, то означает ли это, что для женщин можно устанавливать полную рабочую неделю?

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов РФ, коллективными договорами, соглашениями исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ и работодателей (ст. 313 ТК РФ).

Согласно ст. 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.

При этом зарплата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

На наш взгляд, норма ст. 320 ТК РФ сформулирована недостаточно четко.

Из ее буквального смысла следует, что сокращенная рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается в том случае, если она закреплена в коллективном или трудовом договоре. Однако в соответствии со ст. 313 ТК РФ коллективным и трудовым договором могут устанавливаться только дополнительные гарантии работникам, помимо основных гарантий, закрепленных в ТК РФ, в частности в главе 50 (ст. 313— 327). Эти гарантии, в числе которых и сокращенная 36-часовая рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются обязательными независимо от того, указаны они в коллективном или трудовом договоре организации или нет.


Смотрите также