ИНФОРМАЦИЯ

Буквенное обозначение нот для фортепиано


Всезнайка


Всезнайка «Коломбин`а» предлагает в «ВКонтакте» обсудить один очень важный вопрос, который меня давно волнует.

Всезнайка: «У любого начинающего певца рано или поздно возникает вопрос: зачем нужна нотная грамота? Ведь можно учить музыкальные произведения по слуху, «с голоса» или с аудиозаписи. А что думаете об этом вы? Стоит ли напрягаться?»  

Время танцевать!

Время танцевать!

Все о вокале

«Лучшее в мире образование – смотреть на то, как работают мастера». Майкл Джексон 

Нотная грамота для вокалиста

- Папа, а что такое ноты?
- Понимаешь, сынок, это такой MIDI-файл, только на бумаге...

Музыкальный словарь

 "Музыка — универсальный язык человечества.» Генри Лонгфелло

Открытые занятия

Учитель музыки грозит ученику:
- Предупреждаю, если ты не будешь вести себя нормально, я скажу твоим родителям, что у тебя есть талант!

Стихи о музыке

"Музыка всюду живёт."
 Вадим Семернин

Юмор

"У злых людей нет песен."
Иоганн Зейме

Куда пойти учиться

Первый урок в музыкальном училише по классу бас-гитары:
- Первая струна - СОЛЬ
Второй урок: - Вторая струна - РЕ
Третий урок: - Третья струна - ЛЯ
Студент пропадает на полгода. Через полгода:
Педагог: - Где Вы были! Скоро же экзамены!!! Студент: - Как где? На гастролях.

Слушаем классику

Беседуют новые русские.
- Кто такие Вивальди и Бах? - спрашивает один другого.
- Да, это пацаны, которые музыку для "мобильников" пишут..



Узнаем как выглядит буквенное обозначение нот?

Если смотреть в ретроспективу, то буквенное обозначение нот появилось куда раньше, чем нотные знаки, которые ныне символизируют все существующие звуки. Конечно же, записать ту или другую ноту гораздо проще используя привычные буквы, нежели целую систему письма на пяти полосках. Чаще всего подобным приемом пользовались непрофессиональные музыканты, которым надо было просто передать свои наработки другим людям или сыновьям. Все же композиторы-классики пользовались исключительно нотным станом, а буквы использовались в музыке лишь в качестве вспомогательных знаков.

Немного истории теории музыки

Первоначально буквенное обозначение нот записывалось с помощью греческого алфавита. К сожалению, в полной мере подобные источники не дошли до наших дней, поэтому точно сказать невозможно, какая именно буква была символом той или иной ноты. Однако вскорости, еще во времена античности, звуки стали записываться с помощью латинского алфавита. Подобная система в своем первозданном и неизменном виде используется и по се день. Стоит лишь отметить, что появлением такого инструмента, как фортепиано, данный звукоряд немного расширился, а именно на одну ноту. Для нее музыканты, жившие в 18 веке, уже придумали новое буквенное значение, которого ранее в списке не было.

Какими именно буквами записываются ноты

Теперь рассмотрим, как именно происходит обозначение нот буквами, и постараемся (кому надо) запомнить эту последовательность. Итак, самая простая гамма – До Мажор, начинается с одноименной ноты До, которая на латинице значится как С (це). Теперь рассмотрим остальные шесть нот по порядку: ре – D (дэ), ми – E (е), фа – F (эф), соль – G (гэ), ля – A (а), си бемоль – B (бэ). Почему именно Си бемоль, а не просто Си, как в натуральной мажорной гамме? Ответ прост: изначально строение всех инструментов клавира (клавесин, клавикорд) было таковым, что седьмой звук являл собой не обычную седьмую ступень мажорного лада, какой мы ее привыкли слышать, а пониженную. Однако в то время подобная гамма считалась правильной, поэтому и для последнего звука, как и для всех остальных, была придумана буква. Когда появилось пианино, наименование B для Си бемоля осталось прежним, а для «чистой» ноты Си придумали букву H (ха).

Все остальные бемоли и диезы

Каждый музыкант знает, что знак диеза повышает любую ноту на полтона, а бемоль, соответственно, понижает ее на те же полтона. В таком случае буквенное обозначение нот немного меняется, а точнее продолжается, в зависимости от того, какой знак мы выбираем. Для диезов используется окончание is (ис), которое приписывается к букве, символизирующей ноту, а для бемоля – es (эс). Так, получается, что Фа Диез – это Fis, а Ре Бемоль – Des. Но стоит помнить, что и в этом правиле есть свои исключения, и мы их сейчас рассмотрим. В нашем звукоряде имеется две ноты, которые записываются гласными буквами: ми – E, ля – A. Если нужно сказать Ми Диез или Ля Диез, то пишем строго по правилу – Eis и Ais. Когда речь идет о бемолях, то используется сокращение, которое выглядит как As, Es. Си Бемоль, как мы помним, обозначается буквой B, а Си Диез (что встречается крайне редко в текстах) записываем по правилу His.

Интервалы и аккорды в музыке

Сегодня буквенное обозначение нот используется отнюдь не так, как ранее, то есть не в качестве единственного способа передачи музыкальной информации. Сейчас с помощью такого «алфавита» записываются интервалы и аккорды, значение и состав которых должен знать каждый музыкант. Однако тут стоит заметить, что для нотации интервалов также применяются цифры, которые обозначают количество охватываемых ими нот. К примеру, терция – интервал, который занимает три ноты, значится цифрой 3. Септима охватывает семь ступеней и записывается именно этой цифрой. Чаще всего подобную науку учат в музыкальных школах на уроках сольфеджио, для того чтобы дети понимали, как именно строится музыка. В нотах же встретить подобные записи практически невозможно. Также заметим, что буквенное обозначение нот для фортепиано также изучается в исключительно познавательных целях. Ноты для пианистов не содержат элементов латинского алфавита.

Как уже было сказано выше, для обозначения аккордов также применяются буквы, особенно если речь идет о нотах для струнных инструментов. Если на рояле упор идет на технику, поэтому и в нотах аккордов встречается крайне мало, то здесь их будет много, и записывать их нужно куда компактнее. Именно поэтому обозначение нот на гитаре – это своеобразный ребус для всех начинающих музыкантов. Над обычными нотами тут имеются большие и малые буквы, значки, которые, как кажется, могут запутать, однако на самом деле все просто. Если нужно сыграть мажорный лад, он всегда будет обозначен заглавной буквой (C – До Мажор). Если предполагается минор, то используется малая буква, и к ней приписывается латинская m (am – Ля Минор). Все остальные аккорды изучаются в процессе обучения, и, поверьте, запомнить их совсем несложно.

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре

Содержание статьи

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

 

Таблица буквенных обозначений нот

НотаОбозначение
ДоC
До-диез/Ре-бемольC#/ D♭
РеD
Ре-диез/Ми-бемольD# / E♭
МиE
ФаF
Фа-диез/Соль-бемольF# / G♭
СольG
Соль-диез/Ля-бемольG# / A♭
ЛяA
Ля-диез/Си-бемольA# / B♭ (B)
СиB (H)

 

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

 

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

 

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

 

Читайте также: Параллельные тональности

 

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

 

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре.

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

 

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Чем отличаются ноты H и B в музыке?

Давайте уже разберемся и расставим над словами все H и B,
как правильно писать и откуда взялись две си?

Буквенные обозначения нот появились где-то в раннем Средневнковье...До появления записи нот на нотном стане. Тогда в употреблении минор был больше фригийский (со 2й низкой, это позже он "опопсел" до натурального (эолийского), а позже и гармонического), так эти ноты и пронумеровали, начиная с ноты ля буквами - ля - А, си - Н, до - С, ре - D, ми - Е, фа - F, соль - G. 

Запись нот слогами берет свое начало в средневековой Италии. Первым, кто начал записывать так ноты, был монах-музыкант Гвидо, который обучал мальчиков церковному пению. Занятия с хором проводились ежедневно, в качестве распевки Гвидо использовал гимн Святому Иоанну — покровителю пения. Именно эта песня и стала основой первой нотной записи. Как это произошло? Можно сказать, что абсолютно случайно. Мелодия гимна была построена так, что каждая последующая строчка пелась чуть выше предыдущей. Мальчики путались, иногда фальшивили, забывали текст. И тогда учитель перед каждой строчкой пропевал первый слог на нужной высоте. Затем, чтобы ускорить обучение, Гвидо решил графически изобразить высоту звуков на бумаге в виде четырех линеек, на которых, как на ступеньках, расположились значки в виде маленьких квадратов – это и были первые ноты. Со временем в записи музыки добавилась пятая линейка, а ноты стали круглыми – так их было удобнее переписывать.

 
Итак ноты получили такие названия:

UT queant laxis 
REsonare fibris 
MIra gestorum 
FAmuli tuorum, 
SOLve polluti 
LAbii reatum. 

Что обозначает: UT - до, REsonare - ре, MIra - ми, FAmuli - фа, SOLve - соль, LAbi - ля.

Однако ноту «Ут» было сложно пропевать, так как, в отличие от других, она оканчивалась на согласный звук. И тогда «Ут» заменили на «До» — предположительно, свое название она получила от первого слога «Dominis» — «Господь».

Звук «Си» стал обозначаться позднее. Его название произошло от первых букв последней строчки гимна «Святой Иоанн» — Sancte Ioannes.

С записью ноты «Си» – отдельная история: до сих пор при записи этой ноты буквами она обозначается двояко: как В и как Н. В англоязычной записи нот буквами звук «си» обозначается буквой В, «си-бемоль» же — Вb. Но в русской теории музыки «си» обозначается буквой Н, а «си-бемоль» — В. 
Но всё же H - считается немецким обозначением, которые использовал ещё И. Бах. 
Итак, обозначать ноты буквами музыканты стали намного раньше, чем записывать их на линейках.

Изначально для записи нот использовались буквы греческого алфавита; позже их заменили на латинские. Сегодня обозначение семи основных нот буквами латинского алфавита (латинская система записи нот) выглядит так:

С – до; 
D – ре; 
E – ми; 
F – фа; 
G – соль; 
A – ля;


H (в англоязычных странах B) – си. 
Кроме того, буквенная система записи нот удобна еще и тем, что с ее помощью можно записывать не только отдельные звуки, но и лады, тональности, аккорды.

Реальный способ запоминания нот за 15 минут! (Часть 1/3)



Хотите получить все уроки
нотной грамоты с тренажером?

Просто заполните форму ниже и получите все уроки на почту!

Ваша заявка получена!

Сейчас на указанный Вами email придет письмо подтверждения. Пройдите по ссылке подтверждения в письме и приступайте к урокам!